Фундамент дома из подручных средств. Фундамент из подручных материалов

Ленточный фундамент представляет собой сомкнутое очертание из железобетона, задача которого удерживать на своей поверхности несущие стены сооружения, а также равномерно распределять вес всего здания. Поэтому к строительству фундамента, стоит отнестись основательно и ответственно. Если при строительстве допускаются ошибки, то в будущем их результат может серьезно сказаться на всём строении, и внести исправления будет очень непросто.

На текущее время ленточный фундамент получил широкое применение при малоэтажном строительстве. Он сравнительно прост в изготовлении, надежен, а стоимость работ является не дорогой.
Перед постройкой фундамента, следует ознакомиться с технологией изготовления, это поможет рассчитать затраты. Необходимо учесть состав почвы, промерзание грунта и общий вес здания. От этих показателей будет определяться ширина и глубина залегания фундамента. Также надо учесть то, что глубина фундамента в любом случае должна быть ниже, глубины промерзания грунта.


фундамента начинается с подготовки участка: расчистки, уборке мусора, а также выравнивания поверхности. Далее размечается периметр по количеству несущих стен. По намеченному периметру в углах вбиваются колья, которые будут являться маяками. Обязательно, нужно проверить углы, чтобы они были 90 градусов, а также проверить все диагонали. Заглубление фундамента, зависит от особенности климата, грунта, а также материала, который будет использоваться при возведении здания. Однако минимальная глубина должна составлять 400 миллиметров. Самое низкое место, находящееся на одном из наружных углов, будет являться точкой отсчета глубины. После определения глубины и ширины фундамента производится выемка грунта.
Выбрав нужную глубину по периметру, на дно траншеи засыпается песок, затем трамбуется, при этом песок, необходимо намочить водой. Толщина песчаной подушки должна составлять 200-300 миллиметров. Очень важно, следить за горизонтальностью песчаной подушки, наклонов быть не должно.


Опалубка изготавливается из обрезной доски. Особенностью такой системы является ровная поверхность применяемого материала, что значительно облегчит отделку наружной части фундамента. Доски имеют определенный размер, это позволяет значительно легче регулировать высоту конструкции. Сколоченные одного размера щиты из досок, устанавливаются на дно траншеи, строго вертикально, выравниваются по высоте и хорошо закрепляются.


Процесс армирования очень важный момент при производстве фундамента. Каркас из арматуры придает прочность и нужную гибкость бетонному основанию. При формировании каркаса из арматуры следует избегать крепления арматуры при помощи сварки, для этого хорошо подходит специальная вязальная проволока. Расстояние между продольными прутами арматуры не должны превышать 30 сантиметров, а между вертикальными перемычками от 30 до 80. Армированный каркас должен размещаться таким образом, чтобы его основание имело отступ от границ основы от 3 до 5 сантиметров. На этом этапе, необходимо заложить все переходы для коммуникаций, иначе в дальнейшем придется разрушать монолит.


Заливают бетон в один подход, только в этом случае можно добиться монолитного основания, но при этом не нужно торопиться. Раствор подают порциями и распределяют его по всему периметру. Трамбовка раствора, обязательна, для того, чтобы избежать пустот и вытеснить лишний воздух. Это делается специальным бетонным вибратором. По достижении заданной высоты поверхность выравнивают. Далее ленточному фундаменту требуется уход в течение месяца: если погода дождливая, то его накрывают пленкой, а при жаркой погоде - его необходимо смачивать водой (1-2 раза в день) для того чтобы в бетоне не появились трещины. По истечению месяца на фундаменте можно проводить строительные работы.

При строительстве загородного дома, дачи, бани, гаража выбирают наиболее подходящий тип фундамента, отвечающий за прочность, устойчивость и состояние всего здания в целом.

Наиболее востребованные - ленточные. Это обусловлено приемлемыми финансовыми затратами на их обустройство и материалы, а также простотой возведения. Ознакомившись с некоторыми технологическими особенностями его обустройства и проведя расчеты, владелец участка может сэкономить часть бюджета, сделав всю работу самостоятельно.

Подготовительные работы для заливки фундамента

Начинать работу следует с разметки. Конструкцию под малоэтажное строение делают шириной 400 миллиметров. Перед выполнением работ изучаются особенности участка, учитываются перепады высот. Если для разметки нет специальных измерительных приборов (теодолита), можно обойтись подручными средствами. Очертив, в соответствии с планом, внешний периметр, по углам в землю забивают колышки или арматуру (стойки), угломером проверяют прямые углы. На стойки по периметру натягивают леску или шнурок. Аналогично производится внутренняя разметка (учитывая отступ на ширину, например, 400мм).

Для обустройства основания роется траншея, ограниченная линиями внутреннего и внешнего периметров. Грунт в траншее тщательно утрамбовывают. Глубину заложения выбирают с учетом особенностей климата в регионе и высотности сооружения. Определяющее значение для выбора имеют проектные стеновые материалы и типы перекрытий.

Мелкозаглубленные фундаменты должны быть глубиной не менее 400 миллиметров. Важно обеспечить опорной плоскости по всему возводимому периметру строгую горизонтальность - пользуйтесь водяным уровнем.

В вырытой траншее устраивается песчаная подушка, её функция смягчение и распределение нагрузки конструкции. Толщина песчаного слоя должна быть около100-150 миллиметров. Все операции контролируются по уровню. Песок обильно смачивают водой и обязательно утрамбовывают. Если фундамент планируется возводить выше 400 мм, то поверх песчаной подушки насыпается и утрамбовывается слой толщиной 100-150 мм из гравия или щебня.

Монтаж опалубки для ленточного фундамента - делаем своими руками +видео

Следующий этап - организация опалубки. Для неглубокого основания можно сделать опалубку из подручных материалов. На участке найдутся обрезки фанеры, доски, куски металлочерепицы, гвозди, бруски и другие расходные материалы.

Главное правило - опалубку сбивают обязательно изнутри, а гвозди загибают снаружи. Это делается для облегчения демонтажа опалубки после схватывания раствора. Для несъемного опалубка из фанеры, материал должен быть влагостойким и толщиной не менее 18 миллиметров.

Видео: как сделать опалубку

Армирование и гидроизоляция фундамента

До заливки бетона проводится гидроизоляция конструкции, защищающая от грунтовых вод, разрушающих основание. Богатый и разнообразный выбор гидроизолирующих материалов позволит определиться с подходящим в конкретном проекте.

Для повышения прочности и придания деформационной эластичности хрупкому, по своей природе, бетону, обязательно делается армирование. Для фиксации арматуры дно траншеи укладывают кирпичами. В местах пересечения продольных прутьев арматуры с поперечными, их связывают проволокой. Ячейки делают размерами 300х350 мм. Арматурную сетку иногда фиксируют с помощью сварки: это не правильно - конструкция потеряет гибкость. Сетку заглубляют на 50 миллиметров от поверхности застывающей бетонной массы, она должна находится внутри монолитного слоя.

Вентиляция и коммуникации - грибку и плесени скажем "нет"

После армирования обустраивают вентиляцию и проведение коммуникаций. Кусок трубы (для будущей вентиляции) фиксируют к арматуре, трубу заранее наполняют песком, чтобы в нее не попал при заливке бетон.

Отверстие для ввода в здание других коммуникаций устраивают аналогично, только размещают ниже уровня фундамента.

Для бетонирования фундамента используют марку цемента М400. При самостоятельном изготовлении бетонного раствора нужно помнить, что если не получится залить его за один раз, в местах стыка (-ов) могут возникнуть мостики холода. Всё необходимое оборудование, бетономешалку больших объемов надо подготовить заблаговременно. В холодное время (температура ниже 4°C) вводите в раствор специальные пластифицирующие добавки.

Соотношение в бетонном растворе рассчитывают из такой пропорции: цемент/песок/щебень = 1/3/5, вода - 0,5.

  • Используйте только чистые (отсутствие включений земли, глины и др.) песок, воду и щебень.
  • Соотношение частей для смеси может варьироваться, но марка щебня, используемого в растворе, должна быть в 2 раза больше, чем марка бетона, который рассчитывают получить.
  • Воды - 50 - 60% от массы цемента .
  • При холодной погоде можно вводить подогретую воду, для ускорения схватывания. Летом наоборот используется холодная вода.

После заливки смеси, ее в нескольких местах протыкают щупом для выхода воздуха. Через 3-5 дней опалубку снимают. К следующим этапам строительства приступают не ранее, чем через 30-40 дней (период набора бетоном базовой прочности). Фундамент гидроизолируют (вторичная гидроизоляция стен от фундамента) и обустраивают цоколь.

Видео

Зачастую при намерении возвести основу для дома или для бани на своём участке, хозяева желают хорошо сэкономить, как в плане финансов, так и времени. Сегодня такие возможности есть, например, можно хорошо сэкономить на фундаменте, причём без ущерба в качестве постройки .

Это часто становится мотивацией к сооружению фундамента на автомобильных покрышках. На первый взгляд, это решение выглядит несколько авантюрным. Однако здесь есть масса своих достоинств.

Пример работы над таким фундаментом:

Плюсы таковы:

  1. Низкие затраты на работы.
  2. Высокая экологичность.
  3. Минимальный требующийся набор инструментов.
  4. Почти бесплатный материал – использованные покрышки.
  5. Внушительное время службы.
  6. Мощная стойкость к износам.
  7. Сейсмоустойчивость. Негативно отражаться на форме фундамента из прочих материалов могут механические движения земли. А покрышки, благодаря своему материалу, являются некоторой амортизацией. Они не допускают трещин в фундаменте.
  8. Прекрасные амортизационные качества.
  9. Лёгкость постройки.
  10. Минимальные трудовые затраты.
  11. Эффективность применения.
  12. Высокая надёжность.

Однако здесь имеются и свои минусы:

  1. Слишком большая ширина. Это мешает при воздвижении несущих стен. Это осложняет проведение внешнего оформления, несколько страдает облик здания.
  2. Слабая стойкость к ультрафиолету.
  3. Не годятся для оснований под многоэтажки и массивные строения .

Устранить первый недочёт можно путём разных креативных решений. Второй – обработкой материала защитными средствами.

Главный критерий при создании фундамента из автомобильных покрышек – контроль их позиций в одной плоскости и на одном уровне. Ошибки здесь могут привести к перекосу всего фундамента.

Методики создания резинового фундамента

  1. Плиточная.
  2. Столбчатая.

Плиточный метод. Стадии работ

Фундамент просто и быстро создать даже под коммерческий тип недвижимости.

Работа занимает мало времени. Дольше всего застывает раствор.

Необходимые материалы:

  • покрышки;
  • щебень;
  • песок;
  • рубероид;
  • деревянный брус (нужен для трамбовки);
  • опалубка.

Работаем по плану:

  1. Подготовка площадки. Устраняется мусор, камешки, растительность. Надо ли выкапывать землю? Стоит снять верхний земляной слой, если основа для весомой постройки. Его примерная толщина – 25-35 см. Рабочая зона выравнивается с помощью нивелира.
  2. Основа из старых покрышек идет в два слоя . Здесь простая закономерность: больше материала – крепче фундамент. Пустоты, образовавшиеся в покрышках и между ними, заполняются песком, гравием (фракция обязательно мелкая), землёй или щебёнкой. Сойдёт для этих целей и битый кирпич.
  3. Если вы намерены создать подвал, то на этой зоне не укладывайте покрышки. Затем стены подвала можно образовать из кирпичей.
  4. Покрышки покрываются линолеумом или рубероидом . Такая мера поможет равномерно заливать бетонный состав.
  5. Зона для фундамента огораживается . Ограждениями здесь служат буртики их металлического уголка. Их максимальная высота – 15 см. Можно поступить проще — создать опалубку из досок.
  6. В огороженное пространство помещаются металлические прутья . Пространство (опалубка) заполняется бетонным составом.
  7. Стадия затвердевания бетона. Необходимо 2 недели . В это время бетон находится под защитной плёнкой. Спустя это время можно выстраивать стены.

Столбчатый метод. Стадии работ

Надёжность этого метода крайне высока. И его использование вполне логично на территориях, где наблюдается большая сейсмическая активность. Данная методика предусматривает применение автомобильных покрышек в качестве опорных столбов будущего строения. Расположение шин по этому методу: углы и ключевые точки.

К сведению! Для заполнения покрышек необходима земля или бетонный состав. Чаще всего отдают предпочтение второму варианту.

Вот как сделать по алгоритму:

  1. Тщательное наведение порядка на рабочей площадке. Ликвидируется мусор, корневища, кустарники и т.д.
  2. Устраняется верхний слой почвы. Идёт выравнивание поверхности с применением нивелира.
  3. Извлекается верхний грунтовый слой: 10-15 см.
  4. Роется небольшой котлован.
  5. Уплотняется почва. Для этой операции задействуется каток или толстое бревно.
  6. Заполнение котлована мелкой щебёнкой. Утрамбовка щебёнки.
  7. Образуется яма под диаметр покрышки.
  8. Складываются опоры. Количество покрышек определяется высотой задуманного цоколя и рельефом рабочей площадки.
  9. Проводится разметка. В участки монтажа шин забиваются колышки. Квадрат ил прямоугольник (форма площадки определяется хозяином) должен иметь точную диагональ. Поэтому для измерений применяется рулетка. Если разметка верна, то результаты получатся без отличий или с мизерными отклонениями.
  10. На эти колышки идёт укладка покрышек. Колышек должен оказаться строго по центру покрышки. Здесь для выравнивания нужен строительный уровень. С помощью широкой доски идёт выравнивание по горизонтали.
  11. Внутренняя полость каждой покрышки обустраивается гидрозащитным материалом. Нужно сделать 1-2 слоя.
  12. Далее именно вовнутрь сыпется мелкий щебень. Насыпается один слой, трамбуется, затем сыпется следующий. Щебень должен заполнить пространство в высоту до 6 см до верхней плоскости покрышек.
  13. Щебень увлажняется.
  14. Каждый столб заполняется бетоном. Излишки смеси устраняются ребром доски.
  15. Стадия укрепления бетона. Необходима неделя. Затем можно монтировать брусья нижней обвязки вместо классической арматуры.

После данных стадий сверху покрышек образуется бетонная основа мощной прочности. Она передаёт ключевые нагрузки на щебневый слой. А щебень их распределяет равномерно. Подобный фундамент оптимален для самостоятельной постройки лёгких домов из бруса . Подойдет для гаража, . Старые колеса идеальны под сарай и другие подсобные постройки.

Бортовые стороны каучуковых шин – это превосходные компенсаторы при крайних состояниях грунта: замерзании и оттаивании. Щёбёночный слой с лёгкостью гасит движение грунта. И здесь вырисовывается ещё один плюс фундамента на покрышках – низкий объём земляных работ .

Важно! По какой бы методике вы не действовали, в летнюю пору залитый бетон необходимо защищать полиэтиленом. Так исключается появление на нём трещин.

Как подобрать материал

Некоторые наработки и советы от опытного строителя на ютуб:

В работе важно следовать таким критериям:

  1. Чётко следуйте технологиям и схемам постройки.
  2. Если вы подбираете покрышки в автомобильных сервисах, останавливайте свой выбор на вариантах с большим диаметром. У них лучшая прочность.
  3. Основание не должно углубляться ниже отметки замёрзшего грунта. Устроенный фундамент на небольшой глубине не боится даже лютых морозов.
  4. При закладке нижних покрышек в котлован в почве обязательно следите за горизонтальностью их позиций. Здесь работа идёт с уровнем. Если на этой стадии получатся какие-то неровности и откосы, их будет крайне сложно исправить.
  5. Контроль верхних точек такого фундамента. Они должны позиционироваться на одном уровне. Необходимые действия здесь:
    • в созданные ямы ставятся колёса, на них располагаются рейки (длина реек одинаковая), сверху тянется до упора тонкая бечёвка,
    • проводится проверка горизонтальности; это помогает выявить, из какой ямки нужно устранить землю, а в какую добавить,
    • ликвидируются перепады высоты, для этого к нижним частям обвязки прибиваются доски необходимой длины.
  6. Из-за внушительной ширины покрышек фундамент сосредотачивается в углах строения и на промежуточных позициях. Исправление такого недочёта проводится так: декоративно отделываются выступы. Для работы можно применить любые подручные материалы.
  7. Воздвижение массивных строений проводить только на ленточной или плитной основе.

Итоги

Под новый или старый дом можно будет выглядеть так.

На открытом грунте очень просто поставить основу для крыльца, для туалета или веранды .

Самые изобретательные готовят из бесплатного стройматериала целые площадки, учитывая особенности ландшафта.

Сегодня всё больше людей отдают предпочтение фундаменту на покрышках. И это вполне оправданно. Чаще всего в ход идут покрышки от грузовых машин, например «КАМАЗов». Кто-то выстраивает плитчатый, кто-то столбчатый вариант. Решения принимаются после изучения участка, почвы, грунта и климата. Кому-то удаётся раздобыть очень много покрышек разных диаметров. Кому-то – меньше. Следовательно, размеры фундаментов отличаются. Здесь нет однозначных шаблонов. Далее на таких фундаментах возводятся строения разного профиля (домики, сауны и т.п.). Можно подбирать что угодно для курятника, для летней бани.

Честно говоря, сложно по фото сказать что за камень. Но если он достаточно прочный, то использовать его для строительства фундамента можно только распилив предварительно на части нужного размера (размеры камней для бутобетонного фундамента я писала выше). И дальше делать хороший бутобетонный фундамент, используя эти камни. Просто камни, какого бы размера они не были, даже зафиксированные в грунте всеми возможными способами - это не фундамент. И расчитывать на то, что он прослужит хоть сколько-нибуть лет - нельзя. Фундамент ведь должен работать как одно единое целое - и на сжатие и на растяжение. Так что либо так как я пишу (распилить и делать бутобетон), либо придется вообще отказаться от идеи использования этих валунов. Причем даже хозяйственную постройку таким образом не советовала бы строить, а жилой дом тем более, - это слишком опасно. Мы уже много последствий неправильно сделанного фундамента повидали у нас на портале. И поверьте, бороться потом с ними гораздо сложнее и дороже, чем сделать изначально хороший фундамент.

Теперь о том, какой фундамент можно возводить на Ваших грунтах.

Можно ленточный. Если это песок любой крупности (крупный, средний, мелкий, пылеватый), то Вам подойдет мелкозаглубленный фундамент. Это лента, заглебленная в грунт всего на 50 см. Плюс минимум 20 см над землей (цоколь).

Если же у Вас не песок, а супесь, то можно делать ленту глубиной 70 см (70 см в земле и еще 20 над землей - цоколь).

Если же суглинок (песок в перемешку с глиной), то не менее глубины промерзания грунта - 90 см (+20 цоколь).

Определить более точно что у Вас за грунт (песок, супесь, суглинок) можно так. Снять на участке небольшой слой дерна и плодородной почвы. Потом с глубины 15-20 сантиметров взять небольшое количество (горсть) почвы, слегка увлажниьть и ладонями попытаться скатать её. Вид грунта можно определить оценивая результат скатывания:

  • нормально скатывается - глинистый грунт;
  • трескается и ломается - суглинок;
  • не скатываться, почва распадается на отдельные шарики - супесь;
  • рассыпаться не скатываясь вообще - песчаный грунт.

И то же самое проделать на глубине промерзания грунта (90 см).

Дальше. Независимо от типа грунта можно рассмотреть вариант устройства столбчатого фундамента. Самый простой в устройстве - это столбчатый фундамент по технологии ТИСЭ. Там используется специальный бур с расширением, и если взять его на прокат, то такой фундамент легко можно сделать своими силами. Глубина столбов - 1,5 м, шаг 1,5-2 м. Подробнее о таком фундаменте можно прочесть в вопросе .

Ну и третий вариант - плитный фундамент. Это сплошная монолитная плита. Котлован под такой фундамент можно сделать легко и быстро. Но такой фундамент будет немного дороже ленточного и столбчатого, так как на него пойдет больше бетона и арматуры.

Думайте, выбирайте, и спрашивайте, если в процессе будут возникать вопросы.

Заливка фундамента осуществляется в предварительно обустроенную опалубку. Эта конструкция должна быть смонтирована с соблюдением ряда установленных правил и норм. Ознакомьтесь с особенностями существующих разновидностей опалубок, порядком их расчета, инструкциями по возведению наиболее распространенных конструкций и приступайте к работе.

Разумеется, перед возведением опалубки необходимо определиться с видом фундамента, который Вы будете возводить. Рекомендуем почитать следующие материалы на нашем портале:

— первым делом предлагаем Вам ознакомиться с пошаговой технологией возведения ленточного фундамента. В которой в том числе рассказывается про методику возведения опалубки из дерева.

Материалы для изготовления опалубки

Фундаментная опалубка может быть сделана из разных материалов.

Металл


Универсальный и самый дорогой вариант опалубки. Для сборки конструкции применяются стальные листы толщиной 1-2 мм.

Опалубка из металла прекрасно подходит для обустройства ленточных и монолитных фундаментных конструкций. можно будет приварить непосредственно к листам опалубки, что поспособствует увеличению жесткости фундамента.

Главным преимуществом металла является простота и удобство его обработки – листы можно без особых проблем выгнуть под требуемую форму бетонного основания.

Основным же недостатком металлической опалубки является ее очень высокая стоимость, если сравнивать с другими существующими вариантами.

Железобетон


Сравнительно дорогая разновидность опалубки.

Такая опалубка обустраивается из бетонных плит. В зависимости от толщины используемых плит, при заливке фундамента можно будет несколько сократить расход бетонной смеси, что позволит сэкономить на строительстве основания без ухудшения прочностных и прочих важных характеристик конструкции.

Среди недостатков нужно отметить большой вес плит, что требует привлечения специальной техники для их установки.

При этом если опалубка делается из готовых плит и размеров одного элемента не хватает, придется устанавливать дополнительные распорки, что также не лучшим образом отразится на итоговой стоимости конструкции.

Пенополистирол



Очень качественный и практичный вариант. Опалубка собирается из готовых отдельных блоков пенополистирола. Элементы опалубки предельно просты в монтаже. Их можно безо всяких проблем обрабатывать под требуемую форму.

Главные недостатки – трудности на этапе подбора определенных элементов конструкции (обычно это закругления и углы) и сравнительно высокая стоимость.

Подручные материалы


В процессе обустройства опалубки следите, чтобы ее стенки были установлены исключительно вертикально.

Важно, чтобы в конструкции не было крупных щелей. Заделывайте зазоры подходящими подручными материалами. В данном случае большой считается щель шириной более 4-5 мм – такого промежутка будет вполне достаточно для утечки бетонного раствора.

Дополнительно для предотвращения мелких утечек раствора можете прикрепить к внутренней поверхности стенок опалубки полиэтиленовую пленку.




Съемную опалубку рекомендуется демонтировать только после набора фундаментом необходимой прочности. В среднем на это уходит 3-5 недель. Зазоры, оставшиеся после демонтажа опалубки, обычно засыпаются грунтом. В некоторых ситуациях их заливают бетонным либо цементным

Удачной работы!

Цены на различные виды строительных досок

Доски строительные

Видео – Опалубка для фундамента своими руками