На территории сретенского монастыря освятили новый храм. Предстоятель русской церкви освятил храм воскресения христова и новомучеников и исповедников церкви русской в московском сретенском монастыре Новый храм на территории сретенского монастыря

Освящение нового храма - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской - в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена - "на крови", на месте казней за веру - появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению - через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-"высказывание" огромного количества людей - около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) .

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

- Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

- Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

- Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице - в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь - Большая Лубянка - это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан - иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

- Как родился образ этого храма?

- Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели - к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект - доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.


- Сколько времени шла стройка?

- Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта - около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

- Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

- Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской "Коляда" Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства - русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то "переводить", если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

- Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

- Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря - на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках "Россия. Моя история", дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур...

- Вас критикуют за ваши художественные решения?

- Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации...

- Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий - представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.


Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема - Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий - место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

- Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

- Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

- В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер...

- Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией - компании "Мостотрест", множеству других фирм - от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух - четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве - Сретенским - тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге "Несвятые святые".

Теперешний наместник попал в монастырь - по послушанию.

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь "начинался" в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря - мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, "правой руки" Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: "Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью..."

Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: "Молчи, а то в карцере сгною...".

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. "Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!" - говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря "Несвятые святые". Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. "Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины".

Крестили Джулиана - теперь, по-православному, Юлиана - в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы - как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом - его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги "Несвятые святые" на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула "Древние говорили: длина вещей - суета, лишь высота их доставляет радость". "Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте", - резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.

Сретенский монастырь - удивительное место в центре Москвы olga_sorokina wrote in October 12th, 2017

Год назад, проходя по Большой Лубянке и увидев купола нового собора, я, влекомая любопытством и какой-то ещё неведомой силой, шагнула за ворота Сретенского монастыря.

И так там оказалось душевно! Ходила я, ходила и мечтала только об одном, чтоб кто-то рассказал мне во всех подробностях
и о монастыре, и о храмах, и о людях, так или иначе связанных с монастырём одной судьбой.
Я интуитивно чувствовала, что это удивительное место!
И помню, что пообещала себе найти о нём побольше информации и обязательно сюда вернуться, когда откроется новый храм.

И вот вдруг нежданно негаданно случилась Экскурсия в Сретенский монастырь
И всё потому, что совсем недавно при монастыре начал работать

Экскурсии проводятся регулярно для всех желающих!
Можно заказать экскурсию заранее, а можно просто прийти в монастырь и присоединиться к ближайшей группе.
Три храма, уникальный баптистерий, крипта - это далеко не полный список того, что можно посмотреть во время экскурсии
по этому уникальному месту в самом центре Москвы.

Но обо всём по порядку.

Итак. Сретенский монастырь в Москве основан в конце XIV века на месте встречи Владимирской иконы Божией Матери,
которая прибыла крестным ходом из Владимира-на-Клязьме для совершения молитвенного стояния об избавлении Москвы от нашествия хана Тамерлана.

Список этой иконы

и сейчас украшает пятиярусный иконостас Собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери .

Этот пятиглавый соборный храм монастыря, построенный в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича, единственный из уцелевших в XX веке. Да, у Сретенского монастыря, как и у многих, судьба в годы советской власти была непростой. В 30-е годы XX века большая часть сооружений была разрушена, на территории велись массовые расстрелы. В уцелевших помещениях разместились офицеры НКВД. Офицерское общежитие было устроено и в Сретенском соборе, но это скорее благо, потому что уникальные фрески были просто наспех прикрыты фанерой, и благодаря этому уцелели.
И сегодня приходя в собор мы имеем возможность любоваться его росписью и его удивительными иконами.

Помимо списка Владимирской иконы Божией матери, что находится в иконостасе, в храме есть ещё одна Богоматерь Владимирская. Это та самая икона, что находилась в келье отца Иоанна (Крестьянкина).
Но я хочу рассказать вам ещё об одной удивительной иконе в иконостасе Сретенского собора. Иконостас в современном виде создан в 1995 году, к 600-летию перенесения Владимирской иконы из Владимира в Москву. И вот ещё в 1995 году появилась икона, на которой изображены члены расстрелянной царской семьи как символ новомученников российских, хотя официально царская семья была канонизирована в 2000 году.

Именно поэтому на иконе в Сретенском соборе нет имён, официально их тогда писать ещё было нельзя. Ну, разве не удивительный факт!

Но и на этом список Святынь собора не заканчивается!
В нём есть пристройка в виде Храма преподобной Марии Египетской с частицей мощей.

Но самое-самое находится в крипте. Там точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), освящённая патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя.
Благодаря негативу можно подойти близко-близко и рассмотреть все подробности.


Очень впечатляет!!!

Второе впечатляющее здание на территории монастыря - это здание семинарии .

Ещё в 1999 году при Святейшем Патриархе Алексии II было получено разрешение на создание в стенах Сретенского монастыря высшего духовного учебного заведения. Так и появилось Сретенское высшее духовное училище, а через 5 лет оно было преобразовано в Сретенскую духовную семинарию. Сегодня здесь учатся более 200 воспитанников.
Здание семинарии, украшенное майоликовыми панно, очень красиво снаружи.
Но не меньше хочется побывать внутри, где тоже много интересного.
И первое, что могут увидеть все, кто переступил порог семинарии, это своеобразный герб "Ангел, ведущий отрока ко Христу".

Как символ особого пути каждого воспитанника семинарии, избирающего для себя путь священнического служения.

Но ещё больше поражает вестибюль на первом этаже, где находится удивительная фреска «Христос и Его ученики».

В центре - Господь наш Иисус Христос, а по обе стороны - Его ученики: апостолы, мученики, святые отцы, подвижники.
Уникальность её и в том, на ней можно увидеть Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя. Да, они тоже ученики Христа.
А ещё на фреске изображены патриарх Алексий II, отец Иоанн (Крестьянкин) и почившие монахи Сретенского монастыря.

Перед фреской установлен интерактивный экран, с помощью которого можно всё подробно изучить и получить информацию обо всех, кто изображён.

И, наконец, расскажу про Новый храм. Тот, который ещё год назад был окружён строительными лесами и кранами.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Помните, сколько лет обычно строились храмы на Руси? Этот же красавец возник за три года!
В 2014 году был вырыт котлован, залит фундамент и построен первый этаж храма, а уже в 2016 освящены и подняты на свои места купола и кресты и практически закончена роспись нижнего храма.
Освящение состоялось 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня.
Храм получился красивым и величественным. Состоит из верхнего и нижнего храмов.
По пути к нижнему храму можно рассматривать фрески со сценами из Библии.

Но верхний храм поразил моё воображение! Просторный, светлый, наполненный воздухом, он дарит ощущение невесомости, полёта и звенящей радости единения с Богом!
Очень хороший получился храм!

Здесь же сейчас покоятся мощи Священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, который является Небесным покровителем Сретенского Монастыря и Сретенской Духовной Семинарии. После прихода к власти большевиков и гонений на Церковь, архимандрит Иларион был арестован, а в декабре 1923 года приговорен к трем годам заключения, сослан в Кемский лагерь, а затем на Соловки.

Я, конечно, не смогла рассказать обо всём, что узнала и увидела на экскурсии, так что советую вам самим отправиться в Сретенский монастырь на эту увлекательную экскурсию!
Кстати, у Паломнического центра Сретенского монастыря есть ещё и группа

Храм в честь Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови возведён на территории Сретенского монастыря на месте нескольких снесённых построек.

Монастырь с 1397 года занимал обширные земли на Кучковом поле, которое с течением времени превратилось в московскую улицу Сретенку. Слово «сретение» означает – встреча. Именно здесь москвичи XIV века встречали доставленную крестным ходом из города Владимира чудотворную икону Божией Матери. Времена были смутные – на пороге беззащитной Москвы стояло войско ордынского царя Тамерлана. Согласно легенде, когда образ доставили в город, полководцу было видение женщины в окружении ангелов и Тамерлан счёл этот знак предвестием поражения. Вражеская армия ушла от Москвы, икона заняла почётное место в Успенском соборе Кремля, а на месте «сретения» основан монастырь.

В первые годы советской власти монастырь лишился ценностей и старинных икон, а в 1930-е почти все исторические здания были снесены для расширения проезжей части Сретенки. Уцелели лишь братские кельи и Владимирский собор, перестроенный под общежитие командиров НКВД. Зловещее ведомство находилось по соседству, и в годы сталинского террора здесь проходили казни, здесь же на монастырском кладбище и хоронили расстрелянных. Памяти всех невинных жертв посвящён новый храм, построенный буквально «на крови».

Вот лишь одно имя из мартиролога советского времени. В старом Владимирском храме находятся мощи святого Илариона Троицкого, причисленного к лику святых сравнительно недавно. Епископ Иларион повторил судьбу многих священников, продолжавших служить Богу вопреки препонам властей. В 1921 году епископ на один день выпросил в Третьяковской галерее хранящуюся в музее ту самую Владимирскую икону и привёз на Сретенку. Необычайное паломничество верующих не могло пройти незамеченным мимо карательного ведомства на Лубянке. Иларион Троицкий был арестован чекистами, отправлен в Соловецкий лагерь, затем в Казахстан и умер от тифа, произнеся перед смертью, что теперь он обрёл свободу.

Храм в память Новомучеников Российских превышает по размерам Владимирский собор. Необычно выглядит оформление куполов нового храма, на его звоннице установлен самый старый из сохранившихся колоколов Сретенского монастыря. Проект вызвал неоднозначную реакцию общественности: с одной стороны, новый храм расположен на монастырской земле и церковь вполне может ей распоряжаться, но с другой стороны, под снос предназначались несколько исторических зданий. Вопрос решился на высоком уровне в пользу храма, который был построен на Рождественском бульваре и в 2017 году освящён Святейшим Патриархом. Хотя отделочные работы близки к завершению, но ещё продолжаются, и фотографу не разрешили прогуляться по свежеуложенным мраморным полам, садиться на скамьи и прислоняться к стенам.

А вот ознакомиться с убранством Владимирского храма и помещениями Сретенской духовной семинарии, где около 200 воспитанников изучают три десятка различных дисциплин, оказалось возможным. Собор Сретения (Владимирский) возведён в 1679 году. Из хранящихся в нём православных святынь надо упомянуть о ковчеге с частицами мощей преподобной Марии Египетской и копии Туринской плащаницы – савана, в который обернули тело Христа после смерти. Реставраторы восстановили на стенах и колоннах собора фрески, датируемые началом XVIII века.

Фасад здания семинарии богато украшен лепниной и керамикой с библейскими сюжетами, но что-то в нём показалось удивительно знакомым. Да ведь это «французская» школа, в которой мне в детстве довелось побывать в качестве участника районного смотра пионерской песни! Действительно, это типовое кирпичное школьное здание середины прошлого века. В 2010 году общеобразовательное заведение вывели из центра на Пролетарку и, после масштабной реконструкции, предоставили семинариии. Её аудитории по техническому оснащению не уступят любому другому ВУЗу, здесь есть компьютерные классы, богатый библиотечный фонд, а лекции читают профессора и доктора наук.

wrote in October 2nd, 2017

Храм в честь Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови возведён на территории Сретенского монастыря на месте нескольких снесённых построек. Монастырь с 1397 года занимал обширные земли на Кучковом поле, которое с течением времени превратилось в московскую улицу Сретенку.



Этот сюжет подготовлен в сотрудничестве с крупнейшим сообществом московских блогеров Мосблог http://mosblog.livejournal.com и куратором Юлией https://rijaya-koshka.livejournal.com . Об истории обители на Сретенке можно узнать, обратившись в Паломнический центр, расположенный на территории Сретенского монастыря.


2016 год, строительство нового храма

Слово «сретение» означает - встреча. Именно здесь москвичи XIV века встречали доставленную крестным ходом из города Владимира чудотворную икону Божией Матери. Времена были смутные - на пороге беззащитной Москвы стояло войско ордынского царя Тамерлана. Согласно легенде, когда образ доставили в город, полководцу было видение женщины в окружении ангелов и Тамерлан счёл этот знак предвестием поражения. Вражеская армия ушла от Москвы, икона заняла почётное место в Успенском соборе Кремля, а на месте «сретения» основан монастырь.

В первые годы советской власти монастырь лишился ценностей и старинных икон, а в 1930-е почти все исторические здания были снесены для расширения проезжей части Сретенки. Уцелели лишь братские кельи и Владимирский собор, перестроенный под общежитие командиров НКВД. Зловещее ведомство находилось по соседству и в годы сталинского террора здесь проходили казни, здесь же на монастырском кладбище и хоронили расстрелянных. Памяти всех невинных жертв посвящён новый храм, построенный буквально «на крови».

Вот лишь одно имя из мартиролога советского времени. В старом Владимирском храме находятся мощи Святого Илариона Троицкого, причисленного к лику святых сравнительно недавно. Епископ Иларион повторил судьбу многих священников, продолжавших служить Богу вопреки препонам властей. В 1921 году епископ на один день выпросил в Третьяковской галерее хранящуюся в музее ту самую Владимирскую икону и привёз на Сретенку. Необычайное паломничество верующих не могло пройти незамеченным мимо карательного ведомства на Лубянке. Иларион Троицкий был арестован чекистами, отправлен в Соловецкий лагерь, затем в Казахстан и умер от тифа, произнеся перед смертью, что теперь он обрёл свободу.

Храм в память Новомучеников Российских превышает по размерам Владимирский собор. Необычно выглядит оформление куполов нового храма, на его звоннице установлен самый старый из сохранившихся колоколов Сретенского монастыря. Проект вызвал неоднозначную реакцию общественности: с одной стороны, новый храм расположен на монастырской земле и Церковь вполне может ей распоряжаться, но с другой стороны, под снос предназначались несколько исторических зданий. Вопрос решился на высоком уровне в пользу храма, который был построен на Рождественском бульваре и в 2017 году освящён Святейшим Патриархом. Хотя отделочные работы близки к завершению, но ещё продолжаются, и фотографу не разрешили прогуляться по свежеуложенным мраморным полам, садиться на скамьи и прислоняться к стенам.

А вот ознакомиться с убранством Владимирского храма и помещениями Сретенской духовной семинарии, где около 200 воспитанников изучают три десятка различных дисциплин, оказалось возможным. Собор Сретения (Владимирский) возведён в 1679 году. Из хранящихся в нём православных святынь надо упомянуть о ковчеге с частицами мощей преподобной Марии Египетской и копии Туринской плащаницы - савана, в который обернули тело Христа после смерти. Реставраторы восстановили на стенах и колоннах собора фрески, датируемые началом XVIII века.

Когда миновали кровожадные времена, в монастыре разместился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря. Сотрудники центра сохранили для отечественной и мировой культуры тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства, среди которых фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы. В 1958-1962 годах был отреставрирован единственный сохранившийся храм Сретенского монастыря - собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

В 1991 году здание собора было передано Русской Православной Церкви, к храму пристроили галерею со звонницей, а территорию обнесли новой оградой в стиле XVII века.

На фотографии — московский храм в честь новомучеников и исповедников Российских, далее называемый новый храм.

Его освящение совершил 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения, патриарх Кирилл. На церемонии присутствовал Путин, а значит, и президентский пул журналистов. Поэтому выйдя утром 28 мая из липецкой гостиницы, в которой я провел ночь в рамках блог-тура нашего сообщества, я взял с собой в автобус до города Чаплыгин, свежий «Коммерсантъ», в котором Андрей Колесников с присущим ему сарказмом рассказывал о том событии. Потом смаковал его статью в долгой дороге, надеясь увидеть это сооружение и своими глазами. И это, наконец, получилось.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, далее называемый старым храмом, построен в 1679-м.

В церковной архитектуре, если кто не знает, пятиглавый храм символизирует Христа и четырех евангелистов.

Ни один из колоколов старого храма не находился здесь до революционного разорения. А единственный сохранившийся прежний монастырский колокол отдан новому храму. Ну и сама колокольня — также новодел.

К старой (ныне пустой) раке Илариона Троицкого продолжают прикладываться. И кто посмеет насмехаться над этим? Хотя эту фотографию я сделал без вспышки и оставлю маленькой.

Владимирская икона Божией Матери — келейная икона архимандрита Иоанна Крестьянкина, перенесенная епископом Тихоном (Шевкуновым) из Псково-Печерского монастыря.

Уникальная икона «Снятие печати», написанная в 90-е годы, когда царская семья еще не была причислена к лику святых, а иметь в храме ее изображение очень хотелось. Нашли выход из положения в том, что нарисовали икону по событиям книги «Апокалипсис», где во время снятия печатей присутствуют праведники разных веков.

Фотографируя, думал, что это стасидия. Но, возможно, что просто почетное место.

Фотография, сделанная в крипте храма. Теперь, когда из медиа часто слышатся разговоры про криптовалюты, уже по названию можно догадаться, что «крипта» — это буквально «тайное место». Ну, а по сути — символический аналог пещеры, в которой был захоронен распятый Христос.
В таком контексте ангел, изображенный на стене крипты, обозначает ангела, который отвалил огромный камень от входа в эту пещеру — так что при виде его поставленная римлянами стража разбежалась.
В целом же убранство крипты (с приделом Воскресения Христова) напоминает о древнехристианских катакомбных храмах.

В крипте собора находится точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив, причем, контактный доступ есть лишь к негативу). Она освящена патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя. А раз это святыня, то я к ней приложился, правда, не губами, а лбом.

Сретенская духовная семинария находится фактически на территории монастыря, однако вход в нее охраняет отдельный вахтер в будке на улице.

В фойе имеется огромная роспись.

Нижний новый храм видел, как сквозь тусклое стекло, гадательно.

Верхний посмотрел тоже лишь с края, но уже не через окно, хотя бы.

Новая рака и мощи Илариона Троицкого. В вики-статье о нем есть и мой вклад-абзац. В 20-е годы священномученик Иларион заново освятил храм Сретенского монастыря, изгнав из него обновленцев. А вообще на память столь радостного святого претендуют и в Бутырке , где тот сидел всего несколько месяцев, и на Соловках , где он сидел долго.

Вообще же экскурсия была важна для меня как логическое завершение Липецкой поездки, о которой я упомянул в первых строках. Суть изложу в телеграфном стиле, но за этим стоит чудо спасения Москвы от татаро-монгольских полчищ. Когда мы были в Ельце , нам издали показали гору (холм), где в 1395 году Богородица посетила Тамерлана, вторгшегося в пределы Руси. Простояв две недели у Ельца, Тамерлан неожиданно повернул обратно. Он устрашился явившейся к нему во сне Божьей Матери, взявшей Русь под свою защиту. Но это был уже финал всей истории. А началась она с того, что Тамерлан и хан Золотой Орды Тохтамыш сцепились за власть над территориями Евразии. И Тамерлан (кстати, более известный у нас как Тимур) решил ударить по спонсорам Тохтамыша — по Московии, которая именно ему платила дань. Противостоять Тимуру военным путем Москва была не в состоянии. И перспектива разрушения страны до основания весьма пугала (картина Верещагина «Апофеоз волны» как раз — про Тимура). И тогда из Владимира в Москву отправился в Москву крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери. В самой же Москве народ принял на это время поголовный пост, включая отроков и скотов.
Ход дошел за десять дней. Встретили икону москвичи примерно в том месте, где теперь находится старый храм (а «встреча» по-старославянски — «сретение»). И вскоре случилась изложенная выше елецкая часть этой истории. Причем наш экскурсовод Мария где-то узнала, что именно Мария Пречистая сказала Тимуру во сне. Откуда уж она такое взяла, даже предполагать не берусь. Но по ее словам, Тимуру было заявлено, что Москву ты может быть и займешь, но живым оттуда точно не выйдешь.
На месте встречи иконы были выстроены Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Сретенский монастырь.

Я побывал на экскурсии по Сретенскому монастырю, проведенной