Мистика гоголя во время прощания с есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на арбате. Сергей Никоненко: «Прочитав воспоминания первой жены Есенина, я понял, что она идет ко мне домой Каким было ваше арбатское детство

Мистика Гоголя во время прощания с Есениным и как попасть в квартиру первой жены поэта на Арбате

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Продолжаем раскрывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская Правда» [аудио]

Андреассен:

В этой рубрике, как обычно, мы подсказываем вам куда сходить, что интересного посмотреть в Москве . А сегодняшнюю тему нам подсказал, можно сказать, сам год. Год, который оказался юбилейным для Есенина и для поклонников Есенина. В сентябре мы отмечали 120 лет со дня его рождения, а 28 декабря - годовщина смерти: 90 лет . В 1925 году Есенин уехал из Москвы, куда приехал когда-то совершенно юным человеком, чтобы уже не вернуться. Точнее, он вернется - чтоб быть навсегда прописанном на Ваганьковском.

Разговаривать о местах, связанных с Есениным, мы сегодня будем с Татьяной Чечеткиной, гидом общества пеших прогулок «Иди и смотри необычную Москву» . Татьяна, вот раз уж мы виртуально подъехали к Дому печати, а это нынешний Дом журналистов, на Никитском бульваре, 8 , то, пожалуй, с этого, с прощания, и начнем.

Чечеткина:

Действительно, Есенина в гробу привозят из Ленинграда в Москву - и было решено прощание с ним провести в Доме печати. Вы правильно сказали, что это нынешний Дом журналистов на Никитском бульваре, что, как многие москвичи и поклонники нашего любимого города знают – напротив Дома Гоголя, библиотеки и музея Николая Васильевича Гоголя.

Андреассен:

Вы не просто так упоминаете Гоголя , не просто из-за географического расположения дома?

Чечеткина:

Не просто так. Вообще очень много таких мистических и странных совпадений, связанных и с Сергеем Есениным, и с людьми, которые его окружали, и людьми, которых он почитал и чьими произведениями зачитывался. Это касается и Николая Васильевича Гоголя , которого он очень любил. «Мертвые души» считал абсолютно гениальным произведением и, кстати говоря, про стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу», которое мы знаем и как песню, Есенин говорил так – мол, это не я придумал сюжет, это Гоголь мне подсказал .

Прощание состоялось буквально накануне нового 1926 года – это было 31 декабря. Пришло огромное количество людей, у гроба стояли и Мейерхольд, и Зинаида Николаевна Райх , от которой у него было двое детей – Татьяна и Константин. Для нее , конечно, страшная это была потеря и известны слова, которые она воскликнула: «Прощай, моя сказка!». Мейерхольд не присел практически ни разу. Как мы знаем, вскоре трагедия обрушится и на их семью: Мейерхольда арестовали, расстреляли, Зинаиду Николаевну убили в их квартире в Брюсовом переулке в 1939 году…

Андреассен:

И убийство до сих пор не раскрыто...

Чечеткина:

До сих пор не раскрыто. А их детей, Сергея Есенина и Зинаиды Райх , воспитывала Анна Изряднова, первая гражданская жена Сергея Александровича Есенина.

Что до похорон, то современники Есенина отмечали, что, пожалуй, со времен прощания с Николаем Некрасовым не было таких многолюдных похорон : просто огромное количество людей шли за гробом от Дома печати до Ваганьковского кладбища, где похоронили Сергея Есенина.

Андреассен:

Ну и по пути обошли три раза вокруг памятника Пушкину .

Чечеткина:

Да, прежде чем направиться к Ваганькову , вся процессия отправилась на Страстную площадь, точнее, к началу Тверского бульвара - ведь, как мы знаем, тогда памятник Александру Сергеевичу Пушкину находился именно там – вспомним знаменитое стихотворение Есенина «Пушкину», где он признается в любви к Александру Сергеевичу и где очень много пророчеств. И гроб с телом Есенина три раза обнесли вокруг памятника Пушкину - это такой был знак истинного преемника пушкинской славы.

Чечеткина:

Галина Артуровна Бениславская была и настоящей подругой, что ли, Сергея Есенина, его личным секретарем. Конечно, была влюблена в него, как может только женщина любить мужчину, несмотря на то, что Есенин часто говорил – мол, Галя, вы мне очень дороги, как друг, но я совершенно не люблю вас, как женщину. И несмотря на такую любовь одностороннюю, безответную, очень сложно представить этот 1926 год для Бениславской – то есть, год без Есенина. И 3 декабря 1926 года она на его могиле покончила с собой, выстрелив в себя из револьвера, и оставила посмертную записку на пустой папиросной коробке, написав, что «в этой могиле находится для меня все самое дорогое; знаю, еще больше будут собак вешать на Есенина, но и ему, и мне это все равно». И по завещанию Бениславской, ее похоронили буквально в двух шагах от Сергея Александровича Есенина.

Андреассен:

Да, прямо за памятником мы можем видеть эту могильную плиту. Вот еще подумалось: они с Галиной жили в Брюсовом переулке - совсем недалеко от Зинаиды Райх…

Чечеткина:

В этом переулке вообще очень много тайн и мистических историй. Во-первых, почему такое название? Это в честь сподвижника Петра, Якова Брюса , которого ведь называли чернокнижником, магом. И в Брюсовом переулке жила и Галина Артуровна Бениславская, и тут же был построен дом, как его называли, кооперативный дом артистов, в котором в 11-й квартире жила и Зинаида Николаевна Райх с Мейерхольдом , где и трагически оборвалась ее жизнь в 1939 году.

Андреассен:

Я думаю, мы отдельную прогулку устроим по этому Брюсову переулку.

Чечеткина:

Да, о нем в двух словах не скажешь…

Андреассен:

Когда Есенин уезжал из Москвы в Ленинград в конце 1925 года, откуда уже не вернулся живым, он перед тем, как уехать, поехал к своей первой - гражданской - жене?

Чечеткина:

Да. Предыстория такая. Последней женой Есенина была внучка Льва Николаевича Толстого Софья Андреевна Толстая, которая очень много сделала для Сергея Есенина (и, кстати, когда при Союзе писателей был создан музей Есенина, он недолго просуществует – с 1926 по 1929 годы, – именно Толстая его возглавит, а когда он закроется, она будет назначена пожизненной хранительницей фондов Есенина). И вот 23 декабря 1925 года Есенин именно из квартиры Толстой отправляется в путь. С балкона четвертого этажа махала ему рукой и Толстая, и сестра Есенина Екатерина Александровна, и муж ее, поэт крестьянского направления Василий Наседкин. И вот оттуда Есенин, прежде чем отправиться на вокзал, чтобы уехать в Ленинград, отправляется в Сивцев Вражек, на Арбат, где как раз и жила Анна Романовна Изряднова, его первая гражданская жена с их сыном Юрием, ну, чтобы попрощаться, наверное.

Андреассен:

На ваших экскурсиях по есенинским местам прелесть не только в том, что можно посмотреть со стороны на эти дома, но и зайти в эту самую квартиру на Сивцевом Вражке, где жила Изряднова и лично все посмотреть и походить по этим комнатам .

Чечеткина:

Да, там совершенно уникальная экспозиция.

Андреассен :

Сюрпризы какие-то будут вашим экскурсантам?

Чечеткина:

Знаете, поскольку в 2015-м так много юбилеев, связанных с Есениным - и 120 лет со дня рождения, и 90 лет со дня гибели, и 20 лет с того момента, когда Сергей Петрович Никоненко, народный артист России, создал этот есенинский культурный центр в квартире Изрядновой (а он является первым исполнителем роли Сергея Есенина в кино - «Пой песню, поэт»), - то мы решили в качестве новогоднего подарка совместно с культурным центром каждому человеку, пришедшему на нашу экскурсию, подарить очень редкий кадр из этого фильма. Никоненко в роли Сергея Есенина, а на обороте Сергей Петрович оставил автограф. Думаю, этот подарок будет приятно получить любому экскурсанту.

Андреассен:

Согласна. Не сидите дома, расписание экскурсий вы можете посмотреть на сайте общества пеших прогулок «Иди и смотри». Счастливо!

Из интервью Сергея Петровича Никоненко_2002 год "Литературная газета":

...мне пришла в голову идея создания музея, поскольку много знал, много было накоплено… В воспоминаниях Анны Романовны Изрядновой прочитал, что она где-то недалеко от меня жила, на Сивцевом Вражке. Но точного адреса не было, разыскал его, просмотрев в ДЭЗе домовые книги. Когда нашел эту квартиру, то здесь был крысиный рассадник. Даже бомжи не ночевали, только костры жгли… Начал восстановительную работу в 95-96-м годах, и вот уже к настоящему моменту здесь около тысячи экспонатов. С ремонтом мне очень помогло правительство Москвы и лично Ю. М. Лужков.

Музей рассчитан на людей разного возраста - от школьников до пенсионеров. Для этого он и создавался, чтобы как можно больше людей узнали о гениальном поэте земли русской. Ну, а что особенного? Для меня он, конечно, особенный во всем, поскольку это мое детище.

******
ОДнако все эти годы в Музей попасть не удавалось. Для входа надо было надиктовать информацию на автоответчик и ждать рассмотрения "заявки". Но ответа не было. И вот счастливые обстоятельства позволили побывать в комнате Анны Романовны Изрядновой и на той самой кухне, где в 1925 году Есенин сжигал бумаги перед отъездом в Ленинград...

СМотрите фоторепортаж с места событий, дорогие друзья...

Поворачивая с Сивцева Вражка во двор дома видишь вот такой проемчик между жилым подъездом и входом в крыло, где и жила много лет Анна Романовна Изряднова до последних дней своей жизни.


Эту решетчатую дверь, закрывающую вход, мы привыкли видеть в закрытом состоянии. Но - о чудо! - многие двери рано или поздно открываются. :)

Зайдя в квартиру и пройдя небольшую прихожую,почти со входа можно увидеть коридорчик, уходящий вперед. Белая дверь - это санузел, кажется. Не уверена на 100%.... А вот направо за углом и прячется крохотная комнатка первой жены Сергея Александровича и его сына. ЗДесь они жили вдвоем... И в эту комнатку мы скоро зайдем...

Квартира была коммунальная. И Анна Изряднова никогда не жила здесь одна,и никогда не было полновластной хозяйкой квартиры. Хотя и комнатушка - это уже что-то. Учитывая тот факт, что у Есенина и ее не было. Этот кадр сделан из комнаты напротив, где жили соседи Анны Романовны. В полуоткрытую дверь мы видим фрагмент ее комнатки.

Если я не ошибаюсь, на этой фотографии Изрядновой 30 лет. То есть от этой Анны Есенин уже давно ушел... 1921 год - Есенин на пике славы, на пике своей привлекательности. Ужасно молодой. Ужасно красивый. Ужасно талантливый. А Анна Романовна, как это часто бывает, все же стала выносливым и надежным кирпичиком на пути к его славе. Как знать - если бы не такие первые серьезные отношения случились в жизни юного Сергея, на что бы и когда решился он далее...

Некоторое время Изряднова и Есенин жили вместе на съёмной квартире около Серпуховской заставы.

Анна вспоминала: "Только что приехал из деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук.С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербочным херувимом. Был заносчив, самолюбив, его невзлюбили за это. Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно не велел даже с женщинами разговаривать - "они нехорошие. Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...". 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием...

Аня - гимназистка...

Про отношения Сергея с первой гражданской женой писать тут не буду, потому что на куче сайтов можно прочитать, что "не заладилось" и все такое. Есть даже более жесткие формулировки "брак сразу показался Есенину ошибкой". не могу ничего сказать про то, кому и как показалось и насколько сразу. Думаю, что жизнь дала такой вираж, что удержаться в лодке семейной жизни просто не удалось. Слишком серьезное и большое надвигалось и становилось реальностью...


Это все фотографии экспозиции МУзея....Картины, предметы, книги. Все это накопленные вещицы того времени. Но перейдем к более серьезным экспонатам...

Якобы личная перчатка Сергея Есенина... Забытая где-то и подобранная кем-то... Даже,кажется, говорилось кто подобрал, но у меня не зафиксировалось....

Приборы и посуда из Астории-Англетера. На них стоит гравировка "Astoria". Во время проживания Есенина в Англетере гостиницы все же имела свое название, несмотря на единый "холдинг" с Асторией. Поэтому не исключено, что в Англетере существовали приборы со своей персонализацией...

Юра Есенин и Татьяна Федоровна. В семье любили Юрия, всегда считали своим, родным, любимым. Очень тепло к нему относились.

Ну вот тоже - как будто бы личная вещь!.. Трость Есенина. Если подлинная, то эту рукоятку грела Есенинская рука. Та же рука, что выводила драгоценные строки.

Теперь несколько фотографий личных вещей Анны РОмановны Изрядновой. Подлинных ее вещей.

Адрес: г.Москва, Петровский пер., д. 5 , м. Чеховская, Пушкинская, Тверская

Дом принадлежал купцу Алексею Бахрушину - известному меценату и собирателю театральной старины. Здесь, на третьем этаже в квартире № 46 снимал комнаты поэт Анатолий Мариенгоф. С 1918 по 1923 вместе с ним проживал и Сергей Есенин. На входной двери висело объявление: "Поэты Есенин и Мариенгоф работают. Посетителей просят не беспокоить". Есенин тогда действительно много работал - он заканчивал "Пугачева".

В распоряжении поэтов было три комнаты. Причем, одна из них - бывшая ванная комната. По воспоминаниям А. Мариенгофа - это было лучшее место в квартире. "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… Вся квартира, с завистью глядя на наше теплое беспечное существование, устраивала собрания и выносила резолюции, требующие установления очереди на житье под благосклонной эгидой колонки… ".

В гости в Есенину и Мариенгофу ходила, практически, вся творческая элита серебряного века. Здесь бывала поэтесса Надежда Вольпин, поэт Сергей Городецкий, актриса Зинаида Райх, танцовщица Айседора Дункан и многие другие.

В память о том времени на фасаде дома установлена мемориальная доска с барельефом.

Где еще можно найти описание дома? На сайте агенств по аренде и продаже элитного жилья. Кто знает, может когда-нибудь здесь появиться и ваша памятная доска. Жизнь удивительна и непредсказуема. Ну, а мы идем дальше.

В концепциях:

> Свидание с прошлым. Сергей Есенин

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Сегодня романтический вечер с Сергеем Есениным. Захватите томик его стихов!

Сергей Есенин: встреча с прошлым

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Устройте себе романтический вечер с Сергеем Есениным! И захватите томик его стихов.

Поэт на руинах

28 декабря 1925 года не стало выдающегося русского поэта Сергея Есенина. 90 лет назад его тело обнаружили в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер». По официальной версии, Есенин добровольно ушел из жизни. 31 декабря его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Прощание проходило в Доме печати, нынешнем Доме журналиста. Накануне трагической даты мы встретились с народным артистом России Сергеем Никоненко. Он не только сыграл Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» Сергея Урусевского, не только всю жизнь читает его стихи, но более 20 лет возглавляет Есенинский культурный центр на Арбате.

Сергей Никоненко в Есенинском центре.

Подхожу к дому по адресу Сивцев Вражек, 44/28. Рядом - руины старинной постройки, куча каменного мусора. Мимо не пройдешь, поскольку зрелище впечатляющее. Потом мы вернемся туда с Сергеем Никоненко и группой жителей соседних домов. На протяжении нескольких лет они бьются за приведение в надлежащий вид исторической усадебной территории. Вместе с Сергеем Петровичем проходим по музейным залам. У каждого предмета - своя история.

«Люди уничтожили старинные постройки и еще не сидят в тюрьме»

Пару лет назад я жила в перестроенном «Англетере», в номере, который расположен на месте рокового, есенинского. Удивительно, что из этого еще не сделали бизнес. Охотников пожить там нашлось бы немало.

До того как «Англетер» был разрушен, я ходил в номер, где погиб 90 лет назад Есенин. Обратите внимание, у нас хранится книга прошлого века с его автографом. Есенин читал дневники Достоевского и в семи местах кое-что подчеркнул карандашиком. Я понимаю, что искал Сергей Александрович у предшественников в их исследованиях русского менталитета и русской культуры. Опору! Есть у нас и автограф его сына Георгия, которого родственники называли Юрием. Вот его расшитая рубаха.

Мы не только раритеты, связанные с Есениным, собираем, но историческую Москву сохраняем. В этом квартале жили удивительные люди. Посмотрите на их лица. Вот Павел Флоренский, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин. Толстой приходил к философу Соловьеву. Здесь три месяца в доме 53, стр. 1, прожила самая красивая женщина Наталья Николаевна Гончарова. Ни в том ли доме, где и Пушкин, в квартире второго этажа проживал брат Петра Ильича Чайковского? В 1921 году здесь работал Окружной самодеятельный театр Красной Армии под руководством Жемчужного. Там бывали Маяковский, Мейерхольд, Луначарский. Среди актеров был Эраст Гарин. Я с ним даже водочки успел выпить.

- А что это за руины рядом с вашим центром?

Девелоперы, владеющие большими средствами, хотели здесь еще при Лужкове построить дом в стиле хай-тек. Причем на месте городской усадьбы начала XX века, принадлежавшей потомственным гражданам Лопатиным. Безнаказанно были уничтожены старинные постройки. Их превратили в руины. Но разрушение удалось приостановить. Заметьте, виновники еще не сидят в тюрьме. Мне это непонятно. Есенинский центр учредил фонд правовой защиты объектов культурного наследия Сивцева Вражка. Я стал его президентом. Вокруг нас сплотилась инициативная группа жителей, и мы начали борьбу с варварской застройкой. Наш центр стал очагом сопротивления. Если бы во нашелся дворик, где жили Мольер, Стендаль, Беранже и Бодлер, его бы как зеницу ока берегли. Нам тоже удалось сберечь свой двор от дальнейшего разрушения, но сейчас там руины. Необходимо вернуть исторический облик этому месту.


Рубаха Юрия Есенина.

Самое удивительное, что нашелся человек, утверждающий, что это он спас усадьбу, а не мы. Как будто не били бейсбольными битами актера Игоря Пушкарева за то, что выступал против нового строения. Игорь Борисович сыграл главную роль в фильме «А если это любовь» Юлия Райзмана, стал первым Гагариным в кино. Я тоже пострадал. Мой дом на Валдае пытались сжечь. Еле-еле потушили пожар. Такое ощущение, что кто-то опять хочет сюда прийти и начать маневры.

- Какой вам видится эта усадьба в Сивцевом Вражке, 42?

Очень хотелось бы открыть здесь детское учреждение - Дом творчества. Днем и вечером там занимались бы ребята, работали кружки. Можно организовать небольшую киностудию. Правительство Москвы не имеет права отступать от этой идеи, если оно заботится о будущем. Посеете ветер - пожнете бурю. Посеете добрые зерна - получите интересных людей.

Когда я рос, здесь было шесть детских учреждений. А теперь подросткам после школы некуда пойти. Все постройки усадьбы занимают 1400 квадратных метров. Есть люди, которые хотят разместить здесь коммерческие заведения, а не музей. Мы бы хотели организовать здесь и краеведческий музей «Сивцев Вражек».

- Каким было ваше арбатское детство?

В нашем районе было пять кинотеатров. И мы туда ходили. Теперь остался только «Художественный», который закрыт на реконструкцию. Когда-то мой отец возил туда картины на тачке. А на Арбате, 20, был Дом пионеров Киевского района - шестое детское учреждение. В послевоенное время у многих мальчишек не было отцов. И делалось все, чтобы занять их после школы. Я так благодарен судьбе, что я попал в Московский городской дом пионеров. Без него я, может быть, и не стал бы артистом.

Времена были трудные. Треть из тех, кто жил в нашем дворе, познакомились с тюрьмой, лагерями, с зоной. Моя мать работала на электроламповом заводе и не могла каждый день следить за тем, куда я пошел. А во Доме пионеров я занимался в двух кружках - студии художественного слова и в театральной студии. Оттуда вышли замечательные ребята. Вспоминаю Владимира Сергеевича Локтева, именем которого назван ансамбль. С этим ансамблем стихи читал: «Звезды сияют на башнях Кремля. Ленину слава! Сталину слава! Слава стране Октября!» Я был маленький, с красным галстуком, белый верх, черный низ. Локтев во время войны ходил по дворам и если видел шлявшихся без дела мальчишек и девчонок, приглашал на занятия: «Пойдем, я тебя научу на балалайке играть или на гармошке. Ты, может быть, петь умеешь?» Так складывался ансамбль. Я спрашивал свою руководительницу Евгению Васильевну Галкину: почему нас так много занималось в драмкружке? Не 20–30 человек, а 70. Задача была такая: как можно больше ребят оторвать от улицы. И мы как-то помещались в одной комнате, сидели друг у друга на головах. Но как же было весело! У нас печку в спектакле «По щучьему велению» мальчишки двигали вчетвером. А на печи сидел Емеля - будущий кинорежиссер Леня Нечаев. Он снимет потом фильмы «Про Красную Шапочку» и «Приключения Буратино». Леня был вечно голодный. Мы ему последние копейки отдавали, чтобы купил французскую булку. По-моему, он ее даже не жевал, а глотал.

«Попросился однажды ко мне на две ночи, а прожил восемь месяцев Никита Михалков»

- Понятие «двор» безвозвратно уходит. Даже удивительно, что у вас оно сохраняется. Вы тут всех знаете?

Теперь уже мало кого знаю. В моей коммунальной квартире помимо обычных, никому не известных людей, проживали в разные времена Николай Губенко, Василий Шукшин, Геннадий Шпаликов, гений футбола Эдуард Стрельцов. Попросился однажды на две ночи, а прожил восемь месяцев Никита Михалков. Кто только ко мне не приходил! Прекрасные актеры Владимир Качан, Вадим Спиридонов, Коля Еременко, практически все шестидесятники. Миша Задорнов спал на моей раскладушке. Так жалею, что куда-то она подевалась. Если бы все, кто спал на ней, оставляли автографы, эта раскладушка цены бы не имела.


Мемориальная комната Анны Изрядновой, где бывал Есенин.

- За столько лет вы стали, наверное, летописцем дома.

Когда-то в этот двор высыпало ребятишек 50. В центре была волейбольная площадка. По вечерам выносили радиолу или патефон. Девочки выходили в белых носочках, отглаженных платьицах. Мальчики причесывались. Особенно выделялся Вовка Набатов. Приходя на танцы, он себе такой пробор делал! Это в 50-е годы. 60-е помню меньше. Я тогда уже учился в институте, начал сниматься в кино. Да и люди стали разъезжаться. В нашей коммунальной квартире жили 25 человек с одним туалетом и одной ванной. Мне приходилось умываться и чистить зубы на кухне. Но квартира содержалась в идеальной чистоте.

Потом соседи стали разъезжаться. В одной квартире жили уже не 25 человек, а 10. В конце 80-х приехала лимита. Так называли иногородних людей. Что они творили! Как безобразно относились к тому месту, где жили, понимая, что оно временное. А потом стали заселяться те, кто целиком забирал квартиры. И я отдал соседям двухкомнатную и трехкомнатную квартиры в хрущевских домах, чтобы остаться в нашей бывшей коммуналке со своей семьей.

- Трудно содержать Есенинский центр?

Приходится постоянно ремонтировать помещение. Столько протечек было. Вода по щиколотку доходила. Сам ее ведрами собирал. Тяжело нам дается ремонт, но мы его потихонечку делаем.

- А почему 20 лет назад вы все это затеяли? Заполняли творческую паузу?

Есть такой поэт Евгений Юшин. Мы с ним давно дружны. Сам он из-под Рязани. Стали мы вместе собирать материалы о Есенине, писать сценарий, хотели объять необъятное. Ничего у нас не получилось. Зато я обнаружил воспоминания первой гражданской жены Есенина Анны Романовны Изрядновой. Она работала корректором в типографии Сытина, куда 17-летний Есенин поступил помощником корректора. Кстати, Анна Романовна так и не узнала правду о расстрелянном в 1937 году сыне, обвиненном в контрреволюционной деятельности. В воспоминаниях она описала, как шла домой. И я понял, что она идет ко мне домой. Тут же пошел в ДЕЗ, попросил показать домовые книги. Мне открыли дверь, за которой была такая паутина - просто мечта Тарковского. Я взял ведро, швабру, тряпку. Навел там порядок. Просидел два дня и обнаружил, что в квартире 14 действительно проживала Анна Романовна Изряднова. Сюда к ней и их общему сыну Юрию приходил Сергей Есенин с 1921 по 1925 годы. Мало того, здесь еще и мать Есенина - Татьяна Федоровна - была временно прописана. Когда репрессировали Юрия, и предстояло 10 лет без права переписки, она тяжело переживала. И приехала наверняка из деревни, чтобы перезимовать зиму. Прожила здесь с октября 1938-го по апрель 1939-го. С ней встречался младший сын Есенина - Александр Сергеевич Есенин-Вольпин. Я его заснял на видео в нашем музее. Комната, в которой мы с вами находимся, восстанавливалась по его воспоминаниям. Александр Сергеевич приехал тогда из Бостона к своей матери - Надежде Давыдовне Вольпин. Очень интеллектуальная была старушка, писала стихи, интересно рассказывала. Она была гражданской женой Есенина, прожила 98 лет и умерла в Москве в 1998 году.


Сергей Никоненко с активистами у руин усадьбы.

- А почему у музея нет никакой таблички?

Была, но ее сорвали. Нам удалось отбить все атаки, и теперь мы просим у московского начальства, чтобы нам помогли обустроить территорию. На том месте, где вы сидите, пил с нами чай глава по культуре Московского Александр Кибовский. На наши просьбы он ответил: «А где правительству Москвы брать деньги?» С того момента прошел год. Объект по переулку Сивцев Вражек, 42 по-прежнему бесхозный и потихоньку разрушается. Мы написали в Мосгорнаследие, чтобы сделали хотя бы его консервацию. Говорят, что нет денег. Для того чтобы здесь появился социально-культурный объект для детей, нужны средства. А их может выделить только правительство Москвы.

- Вы верите, что это возможно?

Когда мы начинали борьбу против инвестора, нам тоже говорили, что она бесполезна. А мы ее выиграли. Иногда что-то случается вопреки.

- Кто-то вас не поймет. Все у вас есть, в кино снимаетесь. Почему не живете спокойно?

Мне часто говорят: хватит, остановись, здоровье потеряешь. А я не могу объяснить, почему бьюсь за это место. Проснулся во мне зуд из-за того, что наш исторический двор мог погибнуть. Вместе с активными жителями окрестных домов я взялся его защищать, потому что здесь бывали Пушкин и Блок. А у меня к ним особая любовь. Про Есенина уж и не говорю. Все эти удивительные люди жили в разное время во дворе, где я прожил всю свою жизнь. Я здесь родился и не меняю прописки уже 74 года.

«Последний поэт деревни», которому этой осенью исполнилось 115 лет, считал Москву лучшим, что он когда-либо видел в жизни. А изогнутые улицы столицы до сих пор помнят его легкую походку. Вот лишь несколько есенинских адресов.

Московская прописка
Московский государственный музей С.А. Есенина


В июне 1911 года, приехав в Москву из рязанского села Константиново, юный поэт направился к отцу. Александр Никитич Есенин служил приказчиком в мясной лавке купца Крылова и занимал целых три комнаты в общежитии, что располагалось в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку. Вот тут, в 6-й квартире на первом этаже, и остановился Сергей Есенин. С отцом он быстро поругался и сбежал от него, правда, чтобы уже через год прописаться в доме вплоть до 1918 года. Так что музей, открытый в бывшем купеческом общежитии, - единственный официальный московский адрес поэта. Чтобы попасть туда, сначала придется миновать офисную проходную - деревянный домик со всех сторон окружен частными фирмами. Помещение музея почти микроскопическое - лишь 99 кв. м. Мемориальная комнатка обставлена аутентичными предметами начала XX века - увы, из вещей, принадлежавших самому Есенину, только родовая икона Казанской Божией Матери. Творческий и жизненный путь поэта иллюстрируют настенные витрины с фотографиями, рукописями, письмами. Здесь можно увидеть, например, загранпаспорт Есенина или записку с просьбой о встрече, которую начинающий поэт написал Александру Блоку.

Крестьянский поэт
Филиал музея С.А. Есенина

Путеводитель: Мос. Источник: Путеводитель: Мос.


Даже завзятые есенинолюбы вряд ли знают, что совсем недавно музей поэта обзавелся филиалом - очаровательным модерновым особнячком неподалеку от метро «Достоевская», в переулке Чернышевского. Вообще район Божедомки - одно из знаковых есенинских мест. Здесь жил приятель поэта Сергей Кошкаров, у которого он пару раз ночевал. Кошкаров был председателем Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего писателей-самоучек из народа. Есенин вступил в этот кружок в 1913 году и принимал в его деятельности самое живое участие. Но через два года покинул его со скандалом - слишком уж неоднородным было творчество крестьянских самородков. Тут же рядом находилась редакция журнала «Парус», где печатался поэт, а также дом знакомого гусляра, который учил Есенина играть на гуслях. Экспозиция филиала откроется только к 2012 году, а пока здесь в тестовом режиме работа- ют три выставки. Одна рассказывает как раз о есенинской Москве, другая - об отношениях поэта с Айседорой Дункан. А третья посвящена... 50-летию полета человека в космос. Оказывается, Сергей Есенин был любимым поэтом Юрия Гагарина и многих других космонавтов. Так что манифесты имажинистов соседствуют здесь с письмами Гагарина, а фотографии друзей Есенина - с картами звездного неба.

«Особняк Есенина»

Путеводитель: Мос. Источник: Путеводитель: Мос.


Те, кто бывал в здании Театра наций , наверняка припомнят большой зеленоватый доходный дом с правой стороны от входа. Забавно, что в объявлении одной риелторской фирмы он рекламируется как «особняк Есенина», хотя на самом деле тут, в доме № 5 по Петровскому (бывшему Богословскому) переулку, вместе с другом и соратником» Анатолием Мариенгофом поэт снимал три комнаты в коммуналке. Жили они «одним домом, одними деньгами». «Оба были чистенькие, вымытые, наглаженные» (в то время косоворотку Есенин уже сменил на фрак и цилиндр) и в сильные холода спали на одной кровати, чтобы согреться. Как пишет Мариенгоф в своем «Романе без вранья», Есенин даже предложил одной начинающей поэтессе жалованье машинистки, только бы она специально приходила и согревала кровать (причем без всякой задней мысли!). Поэтесса согласилась, но после пары посещений гневно удалилась, бросив на прощанье: «Я не нанималась греть простыни у святых».

Друзья-имажинисты

Путеводитель: Мос. Источник: Путеводитель: Мос.


Есенин и Мариенгоф вместе с Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым в 1919 году составили группу имажинистов, кредо которой определялось примерно так: содержание - ничто, образ - все. Группа прославилась своими эпатажными выходками (например, на одну ночь Тверская была «переименована» в Есенинскую), но была модной и коммерчески успешной. В частности, Есенину и Мариенгофу принадлежал книжный магазин «Артели художников слова», или Лавка имажинистов на Большой Никитской, 15 (дом справа от консерватории ), а также культовое поэтическое кафе «Стойло Пегаса» на Тверской, 37. Увы, сегодня от кафе не осталось и следов, а вот здание Лавки цело. Она была открыта с разрешения самого Льва Каменева: вначале имажинисты торговали в ней букинистической литературой, а затем стали продавать и «свои» издания. Иногда Есенин и Мариенгоф сами вставали за прилавок. Даже в лютые морозы друзья умудрялись покупать дрова, чтобы хоть как-то протопить магазин. Он был очень популярным, и, несмотря на голод и холод, число покупателей росло день ото дня.

«Божественная босоножка»

Путеводитель: Мос.