Эх, прокачу: конная телега и сани. Как сделать декоративную телегу для сада своими руками: пошаговая инструкция Изготовления двуколки для лошадей своими руками

Здравствуйте, друзья. Живя в деревне много раз ловил себя на мысли собрать телегу, обычную деревянную, на деревянных колесах и сделанную по всем правилам конную повозку.

По стечению обстоятельств и моих желаний, заказчик заказал деревенскую телегу, только чуть меньше в габаритах, что бы вписалась в интерьер…

Я не был ограничен в творчестве как выполнить изделие — бутафория для ландшафта, либо по всем правилам ГОСТа прошлых лет. По работе с опыта не имею, есть только лишь некоторые теории … Но я себе сказал — » ты же мастер… значит сделаешь «. Решил делать по всем правилам телегостроения, а то, что она будет в качестве бутафории меня уже не интересовало…

Итак, решил начинать с колес — самого сложного и имеющего множество мелких деталей и их подгонки. Для изготовлении ступиц собрал .

Если делаю, то с прицелом на будущее (я о токарном станке по дереву). Поставить в планшайбе можно установить заготовку в диаметре до 300 мм. и длине 1000 мм. То бишь точеную ножку для круглого стола — пожалуйста.

Но, продолжаю с телегой, делаю ступицы и клинья. Да, клинья,- их 12, спиц 12.

Из чертежей сделал лишь шаблоны из 4 мм металлических 2х пластин для клиньев.

Сложность, именно точного изготовления вплоть до миллиметра в заготовках, при дальнейшей постановке обруча на колесо. И обруч практически заколачивается в клинья или обруч нагревают и при надевке на колесо охлаждают водой иначе ничего на нем не перевезешь — развалится. Они, колеса конечно же должны быть в диаметре одинаковы все…

В качестве обруча была куплена шина сороковая…

Собственно и все. Заказчик попросил покрасит светлой морилкой. Я воспользовался двухкомпонентной с лаком — ‘светлый дуб» и для легкой тонировки «дуб»…

После того как я отвез заказчику телегу, они водрузили в нее увесистые кадки-цветы и тут я точно не пожалел, что собрал колеса по старинке, как и положено… точно не развалятся.

Дача – одно из любимых мест отдыха для всех членов семьи. Она должна быть не только красивой или ухоженной, но еще и уютной. Чтобы создать подобную атмосферу, хозяйки прибегают к различным хитростям: облагораживают клумбы и газоны, расставляют горшки с растениями и цветами, используют различные фигурки или статуэтки… Для этих целей также можно использовать не только стандартные элементы декора, но и совершенно необычные и непривычные. Один из них – деревянная телега, которая не только украсит территорию дачи или сада, но и станет незаменимым местом для размещения цветов. Данная статья расскажет об особенностях декоративных садовых телег, а также принципах их изготовления своими руками.

Если домовладельцы желают установить на своем дачном участке садовую телегу в виде декорирующего элемента, им обязательно нужно определиться с размерами будущей конструкции. Существует три вида подобных изделий, к ним относятся:

  • малые тележки, длина которых не более метра (их устанавливают на небольших клумбах или газонах, изделия не занимают много места);

Большая четырехколесная телега для сада
  • трех- или четырех колесные конструкции среднего размера (их длина – 2-2,5 м);
  • большие 4-х колесные садовые телеги классической конструкции (их длина – более 3-х метров).

Важно! Большие садовые телеги занимают очень много места, специалисты рекомендуют их использовать для установки на территории загородных домов.

Технология изготовления декоративной деревянной садовой телеги: инструкция для мастеров

Принцип построения самодельной конструкции не такой уж сложный, как может казаться на первый взгляд. Технология ее изготовления состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Выбор типа телеги и ее габаритных размеров.
  2. Создание чертежа будущего изделия, ее отдельных элементов.
  3. Изготовление элементов телеги, сборка.
  4. Установка и декорирование.

Небольшие декоративные телеги для установки кашпо с цветами

Выбор типа телеги и ее габаритных размеров

Прежде чем приступить к работам по созданию чертежа будущего декоративного изделия, необходимо обязательно определиться с ее конструкторскими особенностями и габаритными размерами (телега не должна загораживать собой клумбу или мешать проходу).

Совет. Для небольшого дачного участка идеально подойдет малая классическая телега или деревянная трехколесная тачка. Такие изделия не только не загромоздят территорию, но и станут ее идеальным и незаменимым украшением.

Создание чертежа, примеры

Создание чертежа – это следующий этап. От правильности его выполнения напрямую зависит успешность дальнейших работ. Мастеру необходимо сделать базовый чертеж изделия, а также всех его элементов (колес, кузова, осей). Рисунки должны содержать в себе не только схематические изображения будущей конструкции, но и все размеры его деталей, по которым и будут они изготавливаться.

Конструирование декоративной телеги

После создания чертежа можно приступать к конструированию изделия. Первый шаг – изготовления колеса, он является самым тяжелым и ответственным, так как требует внимательности и усидчивости.

Изготовление колеса:

  • Подготавливают шаблон, который будет служить основой. Для этого на листе фанеры чертят окружность колеса нужного диаметра, делят ее на восемь равных частей, соединяют между собой (полученная схема существенно облегчит труд мастеру, так как поможет быстро вырезать все необходимые брусочки).
  • Подготавливают небольшую чурку, которая будет соединять спицы.
  • Из черенков для ручных инструментов, которые можно найти в продаже, нарезают спицы требуемой длины (их обязательно подгоняют под нужный размер, который также можно определить по подготовленному шаблону).
  • В брусочках и подготовленной чурке аккуратно делают отверстия для установки спиц.
  • При помощи специального клея собирают колесо. Все соединительные места обильно смазывают клеевой жидкостью, спицы вставляют в отверстия в чурке, крепят их к брускам, которые затем соединяют между собой.
  • Отшлифовывают высохшее колесо, покрывают лаком.

По этому принципу делают и остальные два или три колеса.

Важно. Самодельные колеса также можно использовать для декорирования помещений, зданий, сооружений и земельных участков. Они служат оригинальным украшением, которое имеет стильный внешний вид.

Для изготовления кузова потребуется:

  • Подготавливают доски, которые будут использоваться в процессе изготовления кузова, и деревянные бруски для каркаса.
  • В соответствии с подготовленным чертежом собирают каркас из брусков, их соединяют между собой клеем, гвоздями, шурупами или другими крепежными элементами.
  • Днище и стенки подготовленного каркаса застилают досками, надежно фиксируют.
  • Готовый кузов шлифуют и покрывают лаком.

Обработайте изделие защитными составами

Изготовление осей:

  • Два черенка от лопат (они лучше всего подойдут для этой цели) разрезают на оси нужной длины.
  • В чурках колес вытачивают отверстия для осей-черенков, которые и будут в них вставляться.
  • Подготавливают еще четыре дополнительные чурки, которые будут применяться для установки кузова (деталь должна иметь одну скошенную сторону).
  • Устанавливают их на деревянных осях таким образом, чтобы они стали надежной опорой для кузова.
  • Новые элементы шлифуют и покрывают лаком.

Декоративную телегу собирают по принципу конструктора:

  • готовые колеса фиксируют на осях из черенков (их вставляют в подготовленные пазы в чурках);
  • деревянный кузов устанавливают на оси так, чтобы он становился четко на специальные чурки (места соединения обильно заливают клеем или соединяют при помощи гвоздей, шурупов или любых других доступных элементов).

Готовую декоративную телегу устанавливают в заранее выбранном месте. Для ее украшения используют кашпо с цветами разнообразных размеров и форм. Их ставят в кузов или размещают возле самого изделия.

Оригинальная деревянная телега – достойное украшение для дачного участка. Сделайте и установите такое изделие у себя дома, и оно станет просто незаменимым элементом декора, который будет служить не один год.

Видео: как сделать красивое колесо своими руками

Счастливые обладатели сада стараются всячески облагородить свои владения, придать им эстетический вид. Установка на дачном участке декоративной телеги несет в себе сразу несколько функциональных решений. С одной стороны, она может служить цветником, заменяя сразу несколько клумб, а с другой – являться оригинальным элементом садового дизайна.

Выбор садовых телег достаточно широк. Они могут быть различными по размерам, а также по стилю исполнения. Обычно декоративные телеги выполнены в старинном деревенском стиле, но бывают и исключения. Например, садовые телеги в стиле дикого запада или французского Прованса пользуются не меньшей популярностью.

Виды и размеры декоративных телег для дачи

Декоративные телеги для сада и дачи бывают деревянными, металлическими или же комбинированными (сделанными из дерева и металла).

Если говорить о величине, то их можно условно разделить на три типа:

  • Большие (классические четырехколесные телеги, длиной более трех метров; зачастую они слишком громоздкие и требуют много свободного места).
  • Средние (двух- или четырехколесные телеги более габаритных размеров, обычно не больше двух с половиной метров в длину)
  • Малые (небольшие декоративные тележки или тачки, длиной около метра, а часто и того меньше)

С размером будущей декоративной телеги необходимо определиться заранее. Он напрямую зависит от количества свободного места и площади дачного участка. Причем оценивать эти параметры нужно достаточно объективно.

Как изготовить своими руками

Купить декоративную телегу в специализированном магазине не составит труда – выбор такого садового декора достаточно велик. А желающие иметь на своем участке эксклюзивную вещь могут пойти другим, более сложным путем – попробовать сделать ее своими руками. Конечно, в таком деле не обойтись без определенных знаний и умений, а также без специального столярного инструмента.

Собираем колеса из дерева

Начать создание декоративной телеги для сада рекомендуется с самого сложного, а именно с колес. Самое первое, что понадобится в процессе изготовления – это лист фанеры и карандаш и циркуль . Итак, на фанере необходимо выбрать точку, вокруг которой с помощью циркуля нарисовать окружность нужного размера. После чего, окружность следует ровно поделить на восемь частей и соединить их между собой. При помощи получившихся сегментов, нарезать брусочки для обода не составит особого труда. В центр получившегося круга ставим небольшую чурку – она будет служить ступицей.

Чертеж

Примерный чертеж:

Теперь переходим к спицам – их можно сделать с помощью токарного станка. А можно купить в магазине черенки для малого ручного инструмента и, подогнав под нужный размер, использовать их. Далее, нужно просверлить в нарезанных брусочках и чурке плотные отверстия под диаметр заготовленных спиц. После того, как все приготовления будут закончены, можно приступать к самой интересной части – сборке.

Всю информацию про изготовление садовой мебели из поддонов найдете .

Соединяем все части колеса при помощи обычного клея ПВА. Особое внимание уделяем торцам брусочков. Их необходимо промазывать клеем с обеих сторон, чтобы они не успели высохнуть в процессе сборки. Когда колесо готово, ему нужно дать хорошенько просохнуть.

После можно приступать к конечному декору. Чтобы колесо стало круглым нужно немного срезать углы стыков. Теперь поверхность колеса тщательно отшлифовывается и покрывается лаком. Колесо готово! Таким же методом изготавливаем три оставшихся колеса.

Делаем кузов

Днище изготавливается из деревянных досок, которые крепятся на нескольких брусках, диаметром примерно 5х5 см. Эти же бруски впоследствии будут служить для крепления колес.

Теперь к боковым сторонам получившегося основания, нужно прикрепить бруски, которые будут выполнять функцию каркаса. Осталось только обшить этот каркас досками – и кузов телеги готов. Также, как и колеса, его необходимо отшлифовать и покрыть сверху лаком.

Ставим на колеса

Для изготовления осей можно использовать черенки для щеток или лопат. В центре ступиц колес просверливаем отверстия, подходящие под диаметр осей. Прикрепить ось к телеге можно по тому же принципу, что и к колесу, с тем лишь отличием – чурку делаем не круглой, а плоской с одной стороны. Крепим чурки к нижним брускам на дне телеги, после чего продеваем в отверстия оси.

Для полного эстетического восприятия можно сделать еще и оглобли. Для них потребуются два бруска округлой формы. Можно, опять-таки использовать черенки. Оглобли должны будут крепиться к передней оси.

После всех манипуляций декоративная телега для сада наконец-то готова. Теперь следует подыскать ей удобное место на дачном участке.

Декор садового участка

Самое простое и популярное применение декоративной телеги в саду – использование ее в качестве цветника. Внутри телеги достаточно места, чтобы разместить в ней несколько ящиков с цветами или овощами. Вместо ящиков можно использовать и деревянную бочку, с посаженными в нее вьющимися растениями. Такая композиция вместе с телегой будет смотреться довольно гармонично.

Интересным дизайнерским решением будет наклонить телегу к земле и продолжить высаживание цветов. Получится своего рода цветочный водопад, который может плавно перетекать в альпийскую горку.

Помимо цветов в телеге можно разместить множество вещей. Это могут быть различные садовые скульптуры, статуэтки или куклы – немного фантазии и вот уже перед вами готовое произведение искусства.

Видео: как сделать красивую тачку для сада

На видео – как изготовить декоративную телегу для сада своими руками:

Декоративная телега – удовольствие не из дешевых. Ну а если делать такой декор самостоятельно, потребуется немало сил и терпения. Но, несмотря на сложность исполнения и дороговизну, такой элемент садового декора придаст изюминку дачному участку.

Для большего антуража, помимо декоративной телеги в саду можно установить схожие по стилю элементы. Деревянные таблички, резная скамейка, глиняные горшочки с цветами, мельница, колодец и колесо – все это придаст садовому участку стильный винтажный вид и привнесет в его дизайн кусочек старины.

Обычную жизнь в отдалённых русских областях тяжело представить без использования в подсобном хозяйстве лошади. Именно поэтому тут просто необходима телега и умение запряжки лошадей. Очень мало людей сейчас знают как правильно запрячь лошадь. Как запрячь коня могут узнать опытные специалисты.

Под их руководством можно разобраться как запрягать лошадь, как при помощи повозки с лошадью привезти любой груз, дрова из лесополосы, вспахать земельный участок или съездить в соседний населённый пункт. В старые времена почти в каждой деревне существовал специальный мастер по изготовлению повозок. В наше время её необходимо приобретать или изготовить своими руками.

Русская упряжь является особенным типом гужевого транспорта и изготавливается в нескольких конфигурациях. Поэтому необходимо заранее определиться с её типом и основным назначением.

В случае если она необходима только для работы по перемещению различных грузов, то можно сделать простую дрогу или повозку в виде платформы, другими словами, без бортов и с плоским днищем . Когда же необходима телега для перемещения сена, других грузов и для применения как транспортного средства, тогда стоит изготовить с большими бортами.

Дополнительно необходимо заранее продумать, какое количество лошадей будет запрягаться в хомут. Потому что пароконная и одноконная упряжь довольно сильно отличается по технологии изготовления и предназначению.

Пароконная телега имеет дышло и хомут, а одноконная оснащена дугой и оглоблей . В случаях, когда планируется изготовление украинской модели, то воз или дышловая телега используется одинаково вне зависимости от количества впрягаемых лошадей. Стоит отметить, что дышловую запряжку своими руками сделать легче, в отличие от дуговой телеги.

Те, кто часто бывает в деревне, наверняка, знает, как выглядит обычная телега или сани для лошади. Несмотря на свою примитивность, этот вид конной повозки и в наш 21-й век повсеместно используется в частном хозяйстве. А вы знаете, как запрячь лошадь в телегу или сани? Если нет, то мы уже готовы рассказать вам полную подробную инструкцию.

Телега или воз (подвода) – это упрощенный вариант четырехколесной конной повозки, применяемый в качестве грузового или транспортного средства. В том виде, в котором мы видим телегу сегодня, предположительно, она возникла еще в 12 веке, как вид грузовой повозки. Изначально изготавливались они из дерева, в том числе и крупные колеса. Сегодня телеги делаются также из дерева, но с металлической конструкцией-рамой. Шины резиновые рессорные.

Хотя сегодня часто слово «телега» используется, как обобщенное название для любой рабочей или транспортной конной повозки, однако имеются свои отличия. Телега для лошади представляет собой одноконную безрессорную повозку, грузоподъемностью около 500-700 кг. Для запрягания лошади используется чаще всего оглобельная упряжь, но также может быть и дышловая. У всех телег расстояние между колесами равняется около 100 см, при этом диаметр передних колес немного меньше, чем задних. Средний вес телеги около 200 кг.

Если рассматривать конструкцию обычной телеги, то в нее входит:

  • ходовая часть – рама с двумя осями, четыре колеса, надосники;
  • кузов – деревянная платформа с бортами или без;
  • оглобли.

В зависимости от цели использования телеги различаются на бортовые и платформенные. Последние используются как грузовой транспорт, в котором легко перевозить крупные грузы. Бортовая имеет более широкий круг использования и помимо перевозки грузов, сена, может использоваться и в качестве транспортного средства. Очень удобно, если борта откидные, а задняя стенка съемная. Тогда обычную телегу можно превратить в грузовую платформу.

Важно помнить, чтобы телега долго служила и была исправной, ее не стоит держать на улице под открытым небом. От влаги, холода и сырости портится резина колес, а также металлическая и деревянная конструкция. Конечно, идеальным местом для хранения телеги будет конюшня для лошадей. Если нет места, то подойдет обычный навес со стенками. В крайнем случае телегу можно поставить в загон для лошадей, но тогда ее нужно полностью запрятать под защитную пленку или брезент, а на зиму также нужно хорошо укутать резиновые колеса.

Запрягаем лошадь в телегу

Запрягать лошадь в повозку многим может показаться сложным процессом. Однако это только на первый взгляд. Конечно, перед тем, как запрячь лошадь в телегу, нужно хорошо изучить строение конной упряжи и знать ее составляющие. Об этом вы сможете узнать в нашей предыдущей статье — ссылка.

Только после того, как изучена конструкция упряжи и проверена ее целостность, можно приступать к запряганию.

  1. Первым делом необходимо одеть на лошадь уздечку. Для этого станьте с левой стороны на уровне шеи лошади, в правую руку возьмите уздечку, левой удерживайте голову лошади. Сначала наденьте суголовный ремень, потом капсюль, левой рукой вводя трензель на беззубый край рта животного. После этого проденьте в затылочный ремень уши, поправьте гриву и челку, застегните подбородный ремень.
  2. Теперь переходим к надеванию седелки. Проверьте целостность и чистоту потника под седелкой, осмотрите все места, которые будут прилегать к телу лошади. Сначала наденьте ее на уровень холки, затем сдвиньте на нужно место, тем самым приглаживая задравшуюся шерсть. Возьмите подпругу и с левой стороны застегните ее так, чтобы седелка плотно прилегала к спине животного, но не пережимала живот.
  3. Возьмите хомут и шлею. Также тщательно осмотрите целостность войлока под хомутом, саму хомутину, одинаковые ли по длине гужи. Переверните хомут клещами вверх, оденьте на голову лошади, расправьте шлею и затем, повернув хомут клещами вниз по ходу расположения гривы, наденьте на плечи лошади. Обязательно проверьте, чтобы под хомут не попала грива.
  4. Расправьте шлею по корпусу коня.
  5. Теперь можно лошадь завести в оглобли и заложить дугу. Для этого берем дугу, и охватывая левым гужом оглоблю снизу вверх, нижний край дуги заводим в образовавшуюся петлю и затягиваем. Перекидываем дугу через и точно также крепим правую оглоблю за правый гуж.
  6. Теперь нужно затянуть супонь хомута, чтобы дуга стояла ровно и прочно, не колеблясь. Для этого конец супони завязываем в петлю так, чтобы ее в любой момент можно было бы легко развязать.
  7. Затем одеваем чересседельник и завязываем оглобли.
  8. Последними пристегиваем вожжи. Более подробно весь процесс запрягания смотрите на видео ниже (Татьяна Тушева).

Сани конные — возвращение в древнюю Русь

Многие знают, что конные сани – это древний традиционный способ русской езды. Но мало, кто знает, что сани это еще и самый древний вид транспорта. Первые изображения похожих на санки приспособления для перетаскивания грузов археологи находят еще в древнем Риме. На примитивные полозья укладывались строительные блоки, тяжелые грузы и прочее. На Руси, в связи с особенностями русских зим (много снега) санки были основным видом транспорта. О знаменитой тройке с бубенцами слагают легенды по всему миру.

С санями связан целый пласт нашей культуры, не удивительно, что в разных регионах на Руси были свои традиции мастерства и конструкции саней. Сегодня их можно разделить на русские беговые, городские, охотничьи, розвальни и спортивные для езды на тройках. Самый простой тип – это розвальни, которые использовались повсеместно крестьянами в виде грузового транспорта. Более компактные и позволяющие развивать большую скорость – городские – использовались как частный вид транспорта с извозчиком или без. Отдельного слова заслуживает тройка в санях, о которой больше вы сможете узнать на видео от канала GalileoRU.

Запрягаем лошадь в сани

Как правило, русские конные сани имеют также, как и телега, дугу и оглобли. Поэтому способ запрягания лошади не отличается от предыдущего. Если же в сани нужно запрячь тройку, то используется троечная упряжь, где коренник запрягается в оглобли, а два пристяжных коня пристегиваются за шлеи.

Однако стоит отметить, что в некоторых регионах, в частности, в Украине сани использовались рабочие с постромочно-дышловой упряжью. Отличается такая упряжь более упрощенной конструкцией, где вместо оглобель используется лишь одно дышло посредине саней, а лошадь пристегивается за постромки.

  1. Как и в случае с телегой, всегда сначала одевается на лошадь уздечка. Однако зимой обязательно нужно в руке согреть железный трензель, чтобы на морозе он не повредил мягкие ткани рта лошади.
  2. После этого на корпус лошади одевается шлея с постромками. Заводится лошадь впереди саней с правой стороны от дышла и за специальные кольца пристегиваются постромки.
  3. Ремень или цепь-нашильник от дышла одевается на голову лошади и распределяется в самой узкой части шеи – сразу за затылком.
  4. Пристегиваются вожжи – сани готовы к использованию.