Беседы по музыкальным инструментам в доу. Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) на тему

Беседа о музыке в системе музыкального образования строится на формировании музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической и современной отечественной и зарубежной музыки. Школьников необходимо научить эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных ими знаний, воспитывать потребность в слушательской деятельности.

Слушательская деятельность призвана содействовать:

  • а) развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и учебно-творческих способностей;
  • б) освоению музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • в) овладению практическими умениями применять усвоенные музыкальные знания;
  • г) воспитанию музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств; любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

В процессе слушательской деятельности формируются следующие представления:

  • - об образной природе музыкального искусства; о воплощении в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношений к природе, к жизни;
  • - о музыке народной и профессиональной; о композиторе -- исполнителе -- слушателе; о музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края;
  • - о выразительности и изобразительности в музыке; интонации и развитии в музыке; песенности, танцевальности, маршевости; основных средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад);
  • - о различных видах музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая); многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо);
  • - о певческих голосах (детские, женские, мужские); хорах (детский, мужской, смешанный); музыкальных инструментах; оркестрах (народных инструментов; духовом, симфоническом);
  • - о музыкальном искусстве в жизни страны: государственном музыкальном символе -- Гимне России; музыкальных традициях родного края; важнейших событиях музыкальной жизни (конкурсы, фестивали и др.) .

Беседа о музыке не ограничивается только слушательской деятельностью. Как подчеркивает Д.Б.Кабалевский, уделявший в своей деятельности большое внимание данной форме приобщения школьников к музыкальному искусству, беседы о музыке могут включать в себя рассказ о музыке, ее исполнение на каком-либо инструменте, ответы на вопросы детей, пение любимых песен под аккомпанемент музыканта-педагога.

Принципиальная разница между уроками музыки и беседами о музыке состоит в том, что для бесед характерны эпизодический характер занятий, свобода выбора содержания, а для уроков музыки - систематичность, следование определенной программе.­

Общую направленность бесед о музыке Д. Б. Кабалевский формулирует следующим образом: «Каждую беседу о музыке саму по себе надо рассматривать как частицу накапливаемого опыта слушания музыки, как частицу нового ее познания и, следовательно, понимания» .

Д. Б. Кабалевский отмечает, что тематика бесед о музыке для детей и юношества практически не имеет границ, «особенно если представить себе, какие широчайшие горизонты открываются при рассмотрении музыки в ее сочетании с другими искусствами, с различными событиями истории человечества, короче говоря -- во всех ее жизненных связях» .

Особое внимание придает Д.Б.Кабалевский совместному (музыканта-педагога и детей) обсуждению прослушанной музыки, подчеркивая, что «совместное обсуждение может дать лучший результат, чем высказывание безапелляционным тоном своих собственных убеждений» .

В своих книгах «Как рассказывать детям о музыке?» и «Ровесники» Д. Б. Кабалевский делится своим богатым опытом организации и проведения бесед о музыке и излагает собственные размышления, выводы, которые сделаны на основе многолетней работы. При этом композитор-педагог всякий раз не просто приводит какой-либо интересный пример, наблюдение, но и объясняет, в чем смысл обращения к нему. Например: «Юные слушатели гораздо основательнее усваивают музыку, если все произведения, включенные в программу, объединены какой-либо близкой им, интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соизмерять с общей темой. Надо ли говорить, насколько глубже такое восприятие в сравнении с тем, когда одно произведение слушается вслед за другим, "перебивая" друг друга без всяких сопоставлений, соизмерений, обобщений...» .

Ниже приведем пример знакомства детей младшего школьного возраста с циклом пьес - фантазией «Карнавал животных» Сен-Санса.

Карнавал животных

Цикл пьес «Карнавал животных» -- одно из самых известных и популярных произведений Сен-Санса. «Большая зоологическая фантазия» -- так назвал композитор «Карнавал животных». Сен-Санс не очень серьезно относился к этому произведению, и оно было исполнено всего два раза при жизни автора.

Кроме Лебедя, все персонажи на этом карнавале представ­лены композитором в шутливом, а порой даже карикатурном виде. За образами животных зачастую виделись человеческие характеры, которые они олицетворяют. Может быть, поэтому композитор не стремился публиковать и исполнять это про­изведение, слишком прозрачное для современников композитора? К тому же Сен-Санс имел репутацию «серьезного композитора» и он не очень хотел выглядеть несерьезно.

Фантазия композитора удивляет и свидетельствует об остроумии композитора: начиная с названия пьес, заканчивая составом музыкальных инструментов. Сен-Санс использовал довольно необычный инструментальный ансамбль в этом произведении: два фортепьяно, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон и челеста.

Все инструменты используются зачастую как солирующие и звучат так ярко, что для многих поколений любителей музыки «Карнавал животных» стал «путеводителем по музыкальным инструментам».

Тема: «Карнавал животных»

  • -- Ребята, скажите, что такое карнавал? (Праздник, костюмированный маскарад).
  • -- Действительно, карнавал -- это костюмированный праздник в масках, и кто скрывается за ними, мы можем узнать лишь по характеру. Сегодня на карнавале будет много гостей: «Карнавал животных» состоит из 14 пьес, и в каждой из них, кроме последней пьесы, появляется как минимум один герой. Обычно мы слушаем все пьесы с начала до конца. Но на карнавале -- шумном, веселом и хаотичном -- мы познакомимся с разными героями по фрагментам из пьес.

На доске рисунки с изображениями персонажей, которые расположены в свободной форме -- как на карнавале -- но последовательность расположения героев выдержана и связана с последовательностью звучания пьес.

Итак, ребята, карнавал открывает шествие Королевских львов (звучит фрагмент пьесы «Королевский марш льва» -- хроматические волны фортепьянных октав).

За ними шествуют петух и куры (пьеса «Курицы и петух» представлена фрагментом назойливых птичьих криков).

А вот появляются красавицы-модницы Антилопы (фрагмент из пьесы «Антилопы» -- пассажи фортепьяно, передающие бег легких животных).

Медленно открывается дверь, и в зале появляются Черепахи (в пьесе «Черепахи» звучит канкан, который в медленном темпе выглядит, как насмешка над медлительностью).

Сейчас вас приветствуют в танцевальном «па» Слоны (в пьесе «Слоны» контрабас исполняет вальс, чем композитор подчеркивает тяжеловесность героев).

Познакомьтесь, Кенгуру («Кенгуру» -- легкие «прыжки» на фортепьяно).

А вот и лесная красавица Кукушка (во фрагменте из пьесы «Кукушка в глубине леса» на красивом спокойном фоне настойчиво «кукует» кларнет).

Рыбки на карнавале появляются в воде: в музыке это воз­можно, кроме того, это ведь фантазия («Аквариум» -- звучит фрагмент волнообразного движения, переливов челесты, фисгармонии, флейты, струнных инструментов и пассажей фортепьяно).

Следующим появляется герой с длинными ушами, как его назвал композитор (звучит фрагмент визгливых и протяжных звуков скрипок из пьесы «Персонаж с длинными ушами»).

Карнавал в разгаре, все веселятся, забавляются, и в этом хаосе и движении зазвучал чистый голос Лебедя (звучит начало пьесы «Лебедь» -- поэтичная, светлая музыка, наполненная внутренней гармонией и благородством).

Идет обсуждение с детьми, кто в этом потоке гостей им больше всего запомнился и почему? Получился ли карнавал, почему этот цикл пьес композитор назвал фантазией? Напоминают ли персонажи карнавала людей, их характеры? Знают ли они, кто композитор этого произведения?

Итак, мы можем сделать вывод, что для детей младшего школьного возраста характерно восприятие музыки более эмоциональное и непосредственное. Музыкальный образ воспринимается детьми обобщенно, детям легче слушать программные музыкальные произведения, и чем полнее программа, тем лучше, в этом возрасте им понятнее визуальные образы. Слушание музыки помогает детям внимательно относится к окружающему звуковому миру, активизирует их произвольное слуховое внимание и, самое главное, развивает их слушательский багаж, который лежит в основе музыкальной культуры каждой личности.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания дошкольников. В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.

Цель : Формирование у детей музыкально-эстетической культуры
Задачи:
1.Развивать музыкальное восприятие детей.
2.Формировать у детей представления о творчестве русских композиторов на примерах вокальных колыбельных.
Предварительная работа:
Изготовление «Волшебной книги» Феи музыки.

Материалы и оборудование:
1.Музыкальный центр.
2.Диск с записями колыбельных песен П. И. Чайковского («Колыбельная песнь в бурю» на стихи А. Плещеева, «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова.)
3.«Волшебная книга», включающая следующие страницы:
- изображение колыбельки с поющей мамой;
- портрет П. И. Чайковского;
- пейзаж Сурикова «Перед грозой»;
- изображение спящего ребенка в колыбели;
- портрет А. К. Лядова.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети! Посмотрите, у меня в руках «Волшебная книга». Ее нам прислала Фея музыки, чтобы мы смогли познакомиться с колыбельными песнями русских композиторов. Фея рассказала мне, что в этой «Волшебной книге» есть необычные страницы, стоит их приоткрыть, как зазвучит изумительная музыка.
Сначала мы откроем первую страницу. Что мы видим? (Ответы детей) Правильно!!! Фея нарисовала колыбельку, в которой спит малыш, а рядом маму, поющую колыбельную песенку для своего ребенка. А вы знаете, что обозначает слово «колыбельная»? И как давно существуют колыбельные песни? (Ответы детей.) Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать», «качать». А в народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки (от глагола «байкать», «баюкать», «качать», «усыплять» или баять – «говорить», «сказывать».) Байкой уговаривали ребенка скорее заснуть. Колыбельная, родившись как народный песенный жанр, получила развитие и в творчестве русских композиторов. А каких русских композиторов вы знаете? (Ответы детей)


Давайте перевернем страницу в нашей «Волшебной книге» и узнаем, что еще хочет рассказать нам Фея музыки. На второй странице мы видим портрет П. И. Чайковского. Да, этому русскому композитору принадлежат колыбельные как вокальные, так и инструментальные. Его колыбельные песни очень похожи на народные.


Переворачиваем вторую страницу, слышите музыку? Звучит грустная и тревожная мелодия, непривычная для колыбельных. Музыка такая печальная и хмурая, вызывающая целую гамму чувств – встревоженность, желание успокоить ребенка. Эта колыбельная была написана П. И. Чайковским на стихи А. Плещеева в ненастную погоду и получила название «Колыбельная песнь в бурю». Посмотрите, как изображена буря в «Волшебной книге». Этот фантастический ночной сумрачный пейзаж, изображенный художником Суриковым, вызывает такие же чувства, как и «Колыбельная песнь в бурю». Какие чувства вызывают у вас этот пейзаж и эта музыка? (Рассматривание иллюстраций)


Помимо «Колыбельной песни в бурю» у П. И. Чайковского есть другая «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова, которая больше похожа на народную. Давайте вновь заглянем в «Волшебную книгу». Слышите убаюкивающую, мягкую, добрую колыбельную? Эта ласковая мелодия мамы для своего дитя. Как вы думаете, чем похожи колыбельные Чайковского, и чем они отличаются? Какие чувства вызывает колыбельная песня на стихи А. Майкова? (Ответы детей)


Перевернем страницу в нашей книге и увидим, что Фея музыки написала еще один портрет. Этого русского композитора зовут Анатолий Константинович Лядов. В его творчестве тоже есть много колыбельных песен. Например, в оркестровой миниатюре Лядова «Кикимора» одна из сказочных героинь – Кикимора – занимается, как верили в старину, прядением ткани и пряжи. С утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн. Он рассказывает заморские сказки и качает Кикимору в хрустальной Колыбельке. Кот-баюн поет ласковую, убаюкивающую колыбельную песню, под которую слышатся всхлипывания самой Кикиморы. В конце вступления возникают холодные небесные звуки челесты, как звон «хрустальчатой колыбельки».


В следующий раз мы послушаем с вами эту колыбельную и колыбельные песни других русских композиторов: Римского-Корсакова, Шостаковича, Мусоргского, Аренского.
Вот с такими прекрасными колыбельными русских композиторов познакомила нас «Волшебная книга» Феи музыки.

Список литературы.
1.Радынова О. П., - Баюшки – баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. - 296 с.
2.Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки // Читаем, учимся, играем. – 2010 г., №2.

В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены принципы отбора материала и его структурирования, основные задачи, задания для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

Составлен старшим воспитателем ГБДОУ д/с № 14

Лобатовой Верой Евгеньевной

Санкт-Петербург 2012

Основные задачи цикла:

  1. Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
  2. Знакомство с народными музыкальными инструментами (ударные, духовые, струнные): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.
  3. Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
  4. Прививать интерес к музыкальным играм.
  5. Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.

Принципы отбора материала и его структурирования:

  1. Тематический - наличие тем, которые изучаются в течение месяца и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.
  2. Принцип адаптивности - гибкое применение содержания и методов музыкального развития в зависимости от индивидуальных и психо физиологических особенностей детей.
  3. Принцип Цикличности - повторяемость тем в разных возрастных группах.
  4. Принцип контрастного сопоставления - происходит рождение проблемной познавательно-оценочной ситуации, заостряет внимание детей.
  5. Принцип синкретизма - взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности, при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

Беседа 1.

Основные задачи:

  1. Дать детям представление об историческом прошлом ударных музыкальных инструментов.
  2. Помочь понять, что название «ударные» идет от способа звукоизвлечения.
  3. Дать понятие «ритм» (от ритма в природе до музыкального ритма).
  4. При прослушивании звучания ударного музыкального инструмента, помочь увидеть особенности его «голоса», характера возможных движений (танцев).
  1. При сравнении ударных находить сходства и различия.
  1. Познакомить с литаврами: историческим прошлым, внешним видом, особенностями звукоизвлечения.

Говорят, что изобретателями первых музыкальных инструментов были дети. Да, да, такие как вы. Обратили ли вы внимание, что исполнение музыки называют игрой? ... Кто знает, может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты. Какими же они были? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему и дерево зазвучало. Хорошо быть хозяином диковинного инструмента, который звучит по твоему желанию. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал себе инструмент поменьше, чтобы брать его с собой.

Задание детям:

  1. Натянуть кусок ткани и сделать примитивный ударный инструмент.
  2. Рассмотрев коллаж «Музыкального инструмента первобытного человека», дети должны определить, что общего у представленных инструментов (чтобы они зазвучали в них нужно ударить).

Вывод:

Поэтому эти музыкальные инструменты называют ударными . Их особенность - передают ритм. Ритму подчинено все живое в природе. А древние люди, в отличие от нас, жили в тесной связи с природой.

Задание детям - Просмотреть видеоклип «Настольная игра на барабанах без музыки» (6). Дать возможность обменяться впечатлениями. Обсудить услышанное по вопросам:

  1. что необычного в этой музыке?
  2. какие звуки услышали?
  3. какие использовались музыкальные инструменты?
  4. какие движения могут быть под эту музыку?
  5. дети исполняют танец-импровизацию под звуки тамтамов.

Все ударные музыкальные инструменты делятся на мембранные и самозвучащие. Мембрана - это «кожица», «перепонка», она натянута на жесткий корпус инструмента. Именно мембрана издает звук.

Задание детям:

Из представленных музыкальных инструментов (бубен, барабан, литавра) выбрать и назвать знакомые, показать, как извлекается звук, отстучать ритм. Выявить общее из всех инструментов, попытаться объяснить, почему все ударные круглой формы (чтобы кожа была равномерно натянута).

■ Прослушать отрывок из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Обсудить услышанное: какой музыкальный инструмент звучал, особенности мелодии...

Вывод: Барабан может быть использован как военный музыкальный инструмент. Попросить детей рассказать, что они знают об этом. Ю. Литов «Барабанщик» - с ритмическим аккомпанементом на барабане.

■ Дети сравнивают бубен и барабан. Они - музыкальные инструменты. После просмотра видеофрагмента «Танец атуров с бубном» (5), обсуждают, что увидели необычного, особенного.

Вывод: разное звукоизвлечение: у бубна - локтем, коленом, ладонью и т.д.

Познакомить детей с литаврами... Выявить отличия от других ударных инструментов: звук долгий и гулкий, определенной высоты, что зависит от натяжения мембраны. Послушать звучание в записи. (10) Обсудить услышанное.

Звучать может любой инструмент, по которому стукнули. Все, что было под рукой в доме, а особенно деревянного могло оказаться музыкальным инструментом.

Творческое задание детям: Играет детский оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, маракасы...). Мелодия по выбору детей. После выступления обсуждение, какими инструментами пользовались, особенности их звучания и звукоизвлечения (рассказывают дети).

Вывод: Ударные музыкальные инструменты довольно простые, но, например, деревянные расписные ложки - это не только ударный инструмент, но и произведение декоративно-прикладного искусства; а трещотка - деревянный старинный народный инструмент. Ее древние назначение - защита жилища и человека от злых духов.

Беседа 2.

Основные задачи:

  1. Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментов.
  2. Помочь понять, что название «духовые» идет от способа звукоизвлечения.
  3. При прослушивании звучания духового музыкального инструмента помочь увидеть особенность его «голоса», чувства, которые он вызывает...
  4. При сравнении духовых находить сходства и различия.
  5. Развивать умение подбирать мелодию к двустишью.

Примерное содержание беседы и заданий детям.

Однажды за ужином древний человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, намного громче, чем удары в выдолбленную деревяшку. Причем звук был разный; но древний человек не бросил кость, а превратил ее в музыкальный инструмент. Причем он заметил, что если дуть в длинную кость, то звук получается низкий, а если в короткую - высокий. Другой человек хотел, чтобы получалась мелодия. Значит, звуки должны быть разные: высокие и низкие. Для этого нужно все время менять кости: то дуть в длинную, то в короткую. Это неудобно. И человек просверлил в кости отверстие и стал получать звуки - низкие и высокие. Но оказывается не только кость, но и простая тростинка может быть музыкальным инструментом.

Задание детям.

  1. Извлекают звуки из длинных и коротких тростниковых дудочек.
  2. Упражнение «Чья дудочка продудит дольше?» (на одном звуке).
  3. Рассматривают духовые музыкальные инструменты (свирель, жалейку, рожок, свистульки): сравнивают их, извлекают звуки.

Вывод: у них есть общее свойство - звучать их заставляют колеблющийся воздух; чтобы появился звук нужно дунуть, поэтому эти музыкальные инструменты называются духовые.

Слушание В. Агафонников «Дудка».

Первыми создателями дудочек были пастуха. Они вырезали их из подручного материала: тростника, камыша, веток. Затем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями... Из рогов домашних животных тоже делали духовые инструменты, но без голосовых отверстий...Дать прослушать звучание пастушьего рожка (7), обсудить услышанное.

Задание детям:

Подуть в жалейку и описать характер голоса жалейки, какие чувства она вызывает (будто тоскует, плачет или жалеет кого-то, отсюда и жалейка). Рассмотреть жалейку: чем она отличается от простой дудочки, чем похожа...

Творческое задание детям:

Сочинить мелодию к словам:

Пастушок, Пастушок,

Заиграй скорей в рожок.

(Можно предложить сочинить «жалобную» мелодию к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».)

Рассказать о том, как в старину выбирали пастуха в русских деревнях и какую роль при этом играли дудочка, рожок, жалейка.

Дети слушают звучание свирели (8), определяют характерные особенности ее голоса, эмоциональный отклик на него.

Рассказ воспитателя о свирели (в старинных преданиях и сказках) сопровождается ее рассматриванием и возможностью звукоизвлечения. Лель и волшебные звуки его свирели. (По сказке Н. Островского «Снегурочка»)

Рассказать, как в народе появились свистульки: дымковские, филимоновские и др. Роль свистулек в народных праздниках и в обрядах заклинания птиц:

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Творческое задание детям:

Дети изготавливают из глины свистульки в форме птичек, (расписывают на занятии по декоративному рисованию).

Беседа 3.

Основные задачи:

  1. Дать детям представление о струнных музыкальных инструментах: историческое прошлое, внешний вид, способ звукоизвлечения, сходства и различия.
  2. Познакомить с домрой, ее необычной судьбой.
  3. Помочь понять смысл понятия «народные» музыкальные инструменты.
  4. Развивать умение чувствовать связь музыки и изобразительного искусства.

Примерное содержание беседы и заданий детям:

Дети стреляют из детского лука - что услышали?

Вероятно, когда-то человек заметил, как гудела, звенела, пела натянутая тетива лука. А ведь это и была первая струна. Кто-то услышал в этом звуке музыку и попробовал натянуть жилу - тетиву, чтобы получить не оружие, а музыкальный инструмент.

Задание детям:

Сравнить звучание длинной и короткой тетивы. Вывод: чем короче - тем тоньше звук; а значит, одна струна - 1 звук. Хочешь много звуков - натягивай много струн. Так появились струнные музыкальные инструменты. Они бываю щипковые и смычковые. На них играют двумя способами...

Задание детям.

Рассмотреть, сравнить по внешнему виду и звучанию гусли, балалайку, домру. Назвать знакомые инструменты.

Рассказ о домре. Инструмент с очень странной судьбой. Раньше он был очень распространен в России, но потом исчез... и родился заново.

Просмотреть видеофрагмент (11).

Святки - народный зимний праздник, связанный с приходом Нового года....Молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами, рожками ходили по домам и дворам и колядовали:

Сею - вею, подсеваю С Новым годом поздравляю!...

Но во время царствования Алексея Михайловича такие праздники были запрещены. Он повелел: « домры... и всякие гудебные... сосуды отнимать и, изломав.... Жечь». Так домра исчезла. А спустя много лет русский композитор В. В. Андреев возродил домру...., но уже в оркестре народных инструментов.

Но на месте домры появилась...(показ иллюстрации или инструмента). « Сцена на улице» Е. Честнякова, картины В. Васнецова «Гусляры».

В древних русских летописях и былинах упоминается славянский народный инструмент - гусли. Название его произошло от древнеславянского слова «гусла», значит «гудеть». Звук их действительно звонкий, струны долго гудят. Инструмент этот делали разной формы и играли на нем по-разному. (Показ иллюстраций разного вида гуслей - шлемовидные, крыловидные, трапециевидные).

Задание детям.

После просмотра видео отрывка из сказки «Садко» (где Садко играет на гуслях). Или Н. Римский-Корсаков «Заиграли мои гусельки» (песня Садко из оперы «Садко»). Определить особенности «голоса» гуслей, характер мелодии, способы звукоизвлечения:

Как во славном Ново-Городе,

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил - играл Садко,

Спотешал купцов, людей посадских.

Задание детям.

Посмотреть выступление балалаечников (8,9); или В. Агафонников «Балалайка». Определить особенности «голоса» балалайки, характера мелодии, эмоциональных чувств, которые она вызывает, движений, которые хочется под нее исполнять.

Балалайку очень любили - на ней играли по всей России. «Характер» у балалайки легкий. О ней сложили много песен и стихов.

Вечор Васенька по улице прошел,

Он и наигры наигрывает,

В балалаечку набрякивает -

Балалайка выговаривает

Задание детям.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились на занятиях.

Ответить на вопрос: Почему все эти музыкальные инструменты можно назвать народными? (За то, что народ их своими признал. Разговаривает с ними на «ты», как между своими водится, а не на «вы», как вежливость требует. Жизни народной не сторонится, в делах и забавах народных участвует; рукам музыкантов послушный; говором народным не брезгует, запросто с народом общается.)

Творческое задание детям.

Перед детьми 3 музыкальных инструмента: гусли, свирель, барабан. Необходимо примерить голоса инструментов к трем картинкам:

  1. Водяные струи водопада звучали голосом....(гуслей). Потоки звуков играют, как потоки воды, солнечными бликами...; а голос гуслей звонкий, ясный, говорит, будто веселые искорки сыплются.
  2. С тихого летнего луча ветер принес нежный голос... (свирели);
  3. Звуки (барабана) вели войска а битву.

Звуки музыки не похожи на настоящие звуки водопада, лужайки, битвы. Но разве эти звуки обманули нас, сказали неправду? Нет, они правдивы. Они не просто рисовали картину, они рассказывали. Про задумчивость и покой природы, про вечное и изменчивое

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Чароит»

Конспект ООД на тему:

«Музыкальные инструменты»

Разработала и провела:

воспитатель Симонова Елена Сергеевна

г.о.Красногорск

2018г.

Цель: расширить представления детей о музыкальных инструментах.

Образовательные задачи:

Закрепить обобщающее понятие «музыкальные инструменты»;

Познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов;

Формировать умение классифицировать музыкальные инструменты;

Развивать творческие способности.

Оборудование: иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.

Предварительная работа: рассматривание музыкальных инструментов, прослушивание записей звучания музыкальных инструментов.

Ход занятия.

I . Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.

Треугольная доска, Деревянные подружки

А на ней - три волоска. Пляшут на его макушке,

Волосок - тонкий, Бьют его, а он гремит –

(балалайка) (Барабан)

Как будто девушка запела, Очень весело поет,

И в зале словно посветлело. Если дуете в нее.

Скользит мелодия так гибко. Вы все на ней играете

Затихло все: играет… (Скрипка) И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Этот медный духовой Да-да, да-да-да!

То короче, то длиннее. Вот так поет она всегда.

Ведь кулису он имеет! Не палочка, не трубочка,

Громче всех в оркестре он. А что же это?.. (Дудочка)

Как зовут его?.. (Тромбон)

Воспитатель: Вспомните и назовите все отгадки.

Дети: балалайка, тромбон, дудочка, скрипка, барабан

Воспитатель: Какое общее название у этих предметов?

Дети: Музыкальные инструменты.

II . Беседа о музыкальных инструментах

1. Детям предлагается рассмотреть вывешенные на доске картинки с

изображение музыкальных инструментов и назвать

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете, что такое музыкальные инструменты?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки.

2. Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов

А) Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек, его тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди, бедру, хлопки в ладоши…). Первую в мире мелодию воспроизвел человеческий голос. А для того, чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то притопывал. В дальнейшем первобытные люди стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой, ударами палкой по корягам, пням (причем стали замечать, что разные по размеру, толщине коряги издают разные по высоте, громкости звуки). Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Итак, звуки издавались в результате удара одного предмета о другой.

- Ребята, вы догадались, как назвали эти инструменты?

Дети: Это ударные музыкальные инструменты.

Воспитатель: Какие современные ударные инструменты вы можете назвать?

Выберите картинки с изображением ударных музыкальных

инструментов.

Дети: Барабаны, литавры, ксилофон, бубен, треугольники.

(Картинки собираются в отдельную группу)

Б) Много веков назад люди научились пользовать для охоты луком и стрелами. И вот однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию.

Ребята, посмотрите на картинки и найдите музыкальный инструмент, который похож на лук с тетивой.

Дети: Это арфа.

Воспитатель: Правильно, это арфа. Арфа стала первым инструментом, у которого

были струны. Назовите современные музыкальные инструменты, у которых есть струны.

Дети называют музыкальные инструменты с опорой на картинки (скрипка, контрабас, виолончель, альт, гитара).

Воспитатель: Как можно назвать все эти инструменты, если у них есть струны?

Дети: Это струнные инструменты .

Воспитатель: А что еще необходимо для игры на скрипке, виолончели, альте,

контрабасе?

Дети: Нужен смычок.

Воспитатель: Правильно. Это струнные смычковые музыкальные инструменты.

Но для каждого из этих инструментов нужен свой специальный

смычок.

Упражнение: « Какой это смычок?»

Альт – альтовый смычок

Скрипка – скрипичный смычок

Виолончель – виолончельный смычок

Контрабас – контрабасовый смычок

Воспитатель: Для игры на арфе, гитаре, балалайке не требуется смычок. Музыкант перебирает струны пальцами, как будто их пощипывает (щиплет), отсюда и название этих музыкальных инструментов – струнные щипковые

(Картинки собираются в отдельную группу – струнные музыкальные инструменты)

В) Первобытные люди изобрели не только ударные, струнные музыкальные инструменты, они также заметили, можно извлекать звук, подув в стебель тростника, камыша или в рог животного. Звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух. Позднее человек просверлил в трубке отверстия и стал извлекать различные звуки - низкие и высокие.

Так появились духовые музыкальные инструменты.

Материалом для них были стебли тростника, камыша, толстые птичьи перья, даже раковины, а позже - дерево и металл.

Посмотрите на картинки, назовите и выберите духовые музыкальные инструменты.

Дети называют и отбирают картинки с изображением духовых музыкальных инструментов.

Воспитатель: Если вы посмотрите на все эти инструменты, то вы заметите, что их можно разделить на две группы. Первая группа – это инструменты, которые делали из разных видов дерева – деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот). Вторая группа – это музыкальные инструменты, которые изготовляли из меди – медные духовые инструменты (труба, валторна, туба, тромбон).

Г) Детям предлагается рассмотреть картинки с изображение рояля и пианино.

И рояль и пианино можно назвать одним словом – фортепиано (форте – громко, пиано – тихо). Это клавишно-ударные музыкальные инструменты.

Играя на этих инструментах, музыкант нажимает на клавиши. Они приводят в движение молоточек, который ударяет по струнам, спрятанные за крышкой инструмента. Отличие: у рояля – струны расположены горизонтально, у пианино – вертикально.

III . Игра с мячом: «Назови профессию музыканта»

Каждый музыкант, играющий на определенном музыкальном инструменте,

имеет свое название.

Кто играет на баяне? – Баянист .

Кто играет на гармони? – Гармонист

Кто играет на гитаре? – Гитарист .

На пианино? – Пианист .

На контрабасе? – Контрабасист .

На флейте? – Флейтист.

На трубе? – Трубач .

На скрипке? – Скрипач .

На барабане? – Барабанщик .

На балалайке? – Балалаечник .

На арфе? – Арфист .

На аккордеоне? – Аккордеонист.

Виолончель? – Виолончелист.

Коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах, называется оркестром .

Все исполнители расположены в определённом порядке: впереди струнные, далее духовые, затем - ударные. В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. (Показ иллюстрации.)

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

IV . Динамическая пауза. Подвижная игра «Оркестр».

Дети с погремушками встают в круг, в центре – ребенок-дирижер. Под громкую музыку «дирижер» управляет оркестром, дети играют на погремушках. Под тихую музыку ребята кладут их на пол, «дирижер» встает в общий круг, и все бегут друг за другом на носочках. С окончанием музыка дети поднимаются с полу погремушку. Не успевший сделать это, становится новым «дирижером».

V . Выполнение обрывной аппликации с элементами рисования. По окончании педагог совместно с детьми рассматривает получившиеся работы. Выбирает более удавшиеся.

В окончании ООД воспитатель предлагает раскраски по теме «Музыкальные инструменты»

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для использования музыкальными руководителями детских садов, педагогов ДМШ и дополнительного образования, для семейного просмотра.

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку.

Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?

К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о цикле занятий, в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. Я решила использовать сказку в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Предлагаемые видеоролики являются авторскими. Продолжительность роликов небольшая, от 2 до 3,5 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать внимание и не утомляет.

Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров.

Задачи:

  • развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
  • учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического и народного оркестра;
  • дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.

Ресурсы: Мультимедийная система или телевизор с DVD-плеером; печатные дидактические пособия, раскраски (по количеству детей); набор детских музыкальных инструментов К. Орфа, музыкальные игрушки.

Тематический план

  • Октябрь - знакомство с клавишно-духовыми инструментами (гармонь, баян, аккордеон).
  • Ноябрь - знакомство с клавишно-ударными инструментами (рояль, фортепиано).
  • Декабрь - знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, виолончель, контрабас).
  • Январь - знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан).
  • Февраль - знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба).
  • Март - знакомство со струнно-щипковыми инструментами (арфа, гитара, балалайка).
  • Апрель - знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, саксофон, фагот).
  • Май - повтор и закрепление пройденного материала.

Примерная структура занятия:

  1. Музыкальное приветствие
  2. Просмотр видеоролика
  3. Ответы на вопросы
  4. Творческое задание, дидактическая игра
  5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

Рекомендуемый дидактический материал и творческие задания: Авторские видеоролики (7 частей), видео-сюжеты выступлений симфонического и народного оркестров, иллюстрации, познавательная информация (как устроен инструмент; история инструмента; как используется); развивающие задания («Дорисуй недостающее», «Четвертый лишний», «Нарисуй по памяти», «Раскрась по образцу»); разрезные картинки, музыкальное «Лото», дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Вконтакте

Одноклассники

Комментарии (19 )

17.04.2011 в 12:40

Оксана Анатольевна, добрый день! Презентация, конечно, СУПЕР!!! Вы - Умница!!! Иметь в детском саду такого творческого, музыкального руководителя просто счастье! Но на мой взгляд и вкус, я бы поменяла цвет шрифта. Черный цвет - цвет траура, печали, а у Вас там такая красота!!! Он как-то не вписывается в такие красочные видеоролики. Но это мое мнение!!! Спасибо огромное за работу, она просто - Чудо!!! С большим удовольствием поставила бы Вам 100 баллов.
Желаю Вам творческого вдохновения, удачи на конкурсе!
С уважением Ирина Николаевна

17.04.2011 в 14:12

17.04.2011 в 21:00

Ирина Николаевна, да я сама так захотела. У меня ведь одна работа участвует в конкурсе, этого достаточно. Публикация моей работы - это уже очень хорошо, спасибо огромное Елене Вячеславовне! Несмотря на большую занятость она опубликовала мою внеконкурсную работу очень быстро. Еще раз спасибо!

21.04.2011 в 08:34

Стоящая, грамотная, практически значимая работа! Знаю на собственном опыте, дети плохо воспринимают такой "витиеватый" шрифт, особенно, если большинство из них только учатся читать. Нет предела совершенству, удачи автору и новых творческих идей! С уважением...

21.04.2011 в 10:18

Анна Николаевна, спасибо! Мне стоило дать рекомендации по прочтению текста в аннотации, чтобы не было разночтений. Текст предназначается для выразительного прочтения педагогом, это подсказка только для него. Так как текст меняется четко под музыку, дети в любом случае не успеют его прочесть. Старший дошкольный возраст наступает с 5 лет, мои пятилетки (старшая группа) смотрели с удовольствием, а я читала и давала по ходу просмотра краткие комментарии. Для того, чтобы использовать ролик в младших классах школы, вы правы, можно поменять шрифт. Спасибо!

28.04.2011 в 15:16

Людмила Алексеевна, спасибо за Ваш комментарий. Я всегда стараюсь адекватно реагировать на критику, но мне не совсем понятно, что Вы имели ввиду (цитирую) - текст очень сложен для детей этого возраста. Сложен для прочтения или для понимания? Поясните, пожалуйста. Если для прочтения - я пояснила выше в своем посте, что текст предназначается для прочтения педагогом, если для понимания.... Сергей Юрьевич Волков написал свою книгу стихов "Детям о музыке" специально для малышей. Она иллюстрирована рисунками Вячеслава Михайловича Котеночкина. Мне захотелось сделать что-то свое, в музыкальном формате. Никто в комментариях, к сожалению, не сказал о той роли музыки, которая отводится этим роликам - ведь здесь не только визуальное знакомство с инструментами, но и слуховое! Я очень счастлива, что мои ролики высоко оценил С. Волков, как поэт. Да, они не совершенны, но нет предела совершенству! Большое спасибо всем, кто оставил комментарий, свои пожелания! Я обязательно доработаю ролики, возможно озвучу. Если у кого-то возникают вопросы по скачиванию роликов с Ютюба, пишите! Рада буду помочь! Для меня главное, если моя работа не "ляжет на полку", а поможет детям познакомится с музыкальными инструментами в игровой форме. Спасибо!

30.04.2011 в 00:16

Оксана Анатольевна, здравствуйте. Мне очень нравятся все Ваши работы. Конкретно об этой: прекрасные ролики, великолепный подбор музыки, сюжетно, интерактивно. Сын-первоклассник в восторге, просматривает вместе со мной, просит скачать для нашего класса. Так что, с Вашего разрешения, хотелось бы воспользоваться Вашими материалами для знакомства детей с группами музыкальных инструментов, их видом и звучанием. А проблемы со скачиванием у меня, действительно, возникли. Прошу Вашей помощи. С уважением, Ирина Владимировна.

30.04.2011 в 08:02

Ирина Владимировна, очень рада, что ролики понравились не только Вам, но и Вашему сыну! С удовольствием попробую помочь.
1. Нажмите на значок You Tube на встроенном плеере ролика - перейдете на страничку, где он закачан.
2. В адресую строку браузера перед словом youtube впишите две буквы ss (эта ссылка стане выглядеть вот так: www.ssyoutube.com/watch?v=RcIlB3z1wb4&feature=player_embedded), затем нажмите enter.
3. Вы перешли на страничку, где можно его скачать - SaveFrom.net
4. Далее выберите формат, в котором хотите скачать ролики - FLV HQ, FLV или MP4. Я всегда выбираю формат mp4, т.к. остальные форматы очень портят качество картинки.
5. Начнется скачивание. Если Вы собираетесь смотреть видео на компьютере или записать его на диск - лучше после скачивания переформатировать его в любой другой видео формат, который поддерживает ваш плеер. Могу посоветовать Format Factory - бесплатный но многофункциональный медиа конвертер. Его можно найти для скачивания в свободном доступе в интернете.
Вот такие "заморочки из бочки"... скачать, переформатировать... но по другому с Ютюба не получится. Зато научившись однажды, он откроет перед Вами двери в мир удивительного видео!

12.05.2012 в 23:38

Оксана Анатольевна! Уверена, что цикл занятий будет интересен широкой аудитории. В первую очередь, специалистам-музыкантам. Познавательный, развивающий, увлекательный, готовый практический материал! Технически - это вершины в педагогике. Наконец, это прекрасный подарок детям. Хорошие находки: звучанию инструментов предшествуют звуки природы - это тонкая настройка слухового восприятия; инструменты звучат отдельно и в созвучии с другими; спокойный наезд, крупным планом на детали корпуса инструмента, позволяет хорошо рассмотреть его. Не стоит торопиться с озвучкой видео: не будет ли тогда звучать текст одновременно со звучанием инструмента? Можно прочитать стишки, а можно написать их на пригласительных билетах на концерт и выучить... Главное, чтобы дети прислушались к голосу инструмента, запомнили, а затем смогли выделить тембр его звучания в дуэте, квартете, наконец, оркестре. Ваш значимый и весьма интересный опыт, уже нашел свое применение? С уважением Наталья Павловна.