Сад в Китайском стиле. Стилистические особенности и правила создания

Китайский сад, где же искать его истоки? История возникновения китайского сада насчитывает более трех тысяч лет. Первые упоминания о нем датируются временем создания Великой китайской стены. Китайским садом именуются огромные сады правящей династии, которые были разбиты, дабы произвести впечатление, и более мелкие сады чиновников, деятелей культуры и искусства.

Первоначально это были участки с естественной природной средой. В первом веке их начинают окультуривать, придавать пейзажные композиции. Первый расцвет ландшафтного искусства пришелся на 10-12 века, второй период – это 13-14век, в это время был заложен парк-дворец Ихэюань, Парк Безмятежного отдыха или Сохранения гармонии и Императорский сад в Пекине, с этого момента центром сада и его основным атрибутом становится вода: озеро, пруд, водопад, фонтан, ручьи. Развитие садового искусства продолжалось вплоть до 19 века.

Окончательное разделение на императорские и частные сады завершилось в 6 веке.

Кратко о философии китайского сада можно сказать следующее: это единение двух противоположных начал, мужского и женского, находящихся в постоянном равновесии и противоборстве. Они гармонично дополняют друг друга, одно не сможет существовать без другого. Они различны по своей сути, но в тоже время едины.

Китайский сад – это сама естественность природы, ее первозданность.

В китайском ландшафтном стиле человек не противопоставляется природе, не вмешивается в ее развитие, а лишь поправляет, корректирует отдельные моменты. Он существует в единении с ней, особенно это заметно с приходом в Китай буддизма, в этот период человек пытается добиться совершенства души при помощи медитаций, и помогает ему в этом сад, он дает духовное единение с природной средой.

Когда европейцы впервые открыли для себя китайские сады, они были поражены их самобытностью и очарованием. Китайская школа ландшафтного искусства была совершенно необычной и не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Здесь не было ни аккуратных стриженых газонов, как в английском стиле, ни четкости линий, присущее принципу регулярности французских садов. В Китае высшей ценностью является природа, которую даже в небольшом саду стараются воспроизвести с максимальной точностью, причем в ее наиболее гармоничном проявлении. В исконно китайском саду могут присутствовать не только растения, но и горы, реки, озера – пусть даже в миниатюре – это не важно. Главное, чтобы созданный сад помогал человеку понять и ощутить гармонию между собой и окружающей природой.

Сад в китайском стиле просто обязан выглядеть естественно. Дизайнер должен создать впечатление, что все вокруг создавалось без участия человека, что сама природа позволила деревьям, камням, водоемам выстроиться в необычные, произвольные образы. Такие, казалось бы, немного небрежные композиции, на самом деле глубоко продуманы, и позволяют приблизиться к природе, приглашая к размышлениям и медитации.

Символичность китайского сада

Сад в китайском стиле – это не просто вариант ландшафтного дизайна, это еще и проекция души своего владельца, выстроенная по всем правилам фэн-шуй – учения о гармонии окружающего мира. Согласно этому учению в пространстве, окружающем человека, должны располагаться элементы, символизирующие составляющие Вселенной. Поэтому составляющие сада в китайском стиле – это символы инь и янь, олицетворяющие единство противоположностей. Они должны сочетаться таким образом, чтобы дать возможность живительной энергии «ци» свободно циркулировать в пространстве. Большинство элементов в китайском саду также символизируют различные жизненные достижения, например, пион означает богатство, а персик – благополучие.

Проем в виде круга — символа совершенства

Основные элементы сада в китайском стиле

1. Вода

Вода в китайском саду организовывает общее пространство, делит участок на разные зоны. Пруд с ровной гладью воды символизирует спокойствие и мир, а вот водяные струи фонтана, ручья или водопада – вечное движение и перемены. Любой водоем в китайском саду лишен искусственной облицовки и высоких берегов. Беседки и павильоны на островках должны занимать практически всю поверхность, возвышающуюся над водой, чтобы создавалось впечатление, что строения «вырастают» из-под водной глади. Китайский сад, фото которого представлено ниже, сооружен с использованием именно таких принципов.

Беседка, «вырастающая» из воды

2. Камни

Камни – обязательные составляющие китайских садов, которые уравновешивают природные элементы и строения, созданные руками человека. Для этих целей иногда устраивают просто горки из камней, не высаживая там никаких растений. В китайской культуре к необычным и красивым камням относятся с необычайным трепетом – ими любуются, прикладывают руки, их слушают.

3. Деревья

Особым почетом в китайских садах пользуются старые, большие деревья, растущие на участке не один десяток лет. Почти в каждом таком саду можно встретить сосну, символизирующую благородство, персик и сливу – «деревья счастья». Прекрасным дополнением в общую живописную картину станет восточное олицетворение жизненной стойкости и силы – бамбук. Другими любимыми деревьями китайцев являются магнолии, ивы, сакуры.

4. Цветы

Цветущих растений в китайском саду немного, но каждый из них несет особый, символический смысл. Наибольшее поклонение заслужил древовидный пион, который, благодаря своей красоте, именуется «королем цветов». Также здесь можно встретить хризантемы, розы, нарциссы, лотосы. Каждый благородный цветок обязательно оттеняется более простыми растениями, рангом пониже. К примеру, для короля-пиона лучшими спутниками являются роза и шиповник, сливу высаживают рядом с магнолией и камелией, хризантему «оттеняют» бегонией.

5. Постройки в китайском стиле

Сады Китая невозможно себе представить без рукотворных сооружений в традиционном восточном стиле – беседок, террас, чайных домиков. Они размещаются на участке с таким расчетом, чтобы, находясь там, человек мог созерцать все пространство сада, любуясь его гармоничностью.

Беседка в китайском стиле — место для философских бесед

Возможно, в условиях средней полосы и не получиться разбить китайский сад в классическом понимании этого слова, так как далеко не все растения смогут проявить себя во всей красе. Например, вряд ли в саду Подмосковья будут расти сакуры или зимой начнется цветение сливы. Но это не беда. При желании получить сад в китайском стиле вполне можно выбрать именно те растения, которые будут декоративными и в наших широтах. Главное, при сооружении такого сада, придерживаться принципа, которому учат нас мудрые китайцы: человек не должен существовать отдельно от природы, так как каждый из нас – ее неотъемлемая частица!

Когда европейцы впервые услышали и увидели китайские сады и парки, они были просто поражены их очарованием и самобытностью. Школа ландшафтного искусства Поднебесной совершенно необычна и непохожа на всё то, к чему мы привыкли. Здесь не встречаются аккуратные стриженые газоны, как это принято в английском стиле, нет чёткости линий, присущей принципу регулярности клумб, разбиваемых во Франции и т. д. В Китае высшая ценность - это сама природа. Поэтому здесь даже на территории небольшого участка стараются воспроизводить её с максимальной точностью и в наиболее гармоничном проявлении.

Исконно китайский сад - не только растения, но и реки, горы, озёра, пусть даже воссозданные в миниатюре. Это абсолютно не важно. Главное, чтобы созданный ландшафтный дизайн помогал людям понимать и ощущать гармонию между окружающей природой и собой.

История создания

Древний китайский сад имеет не только многовековую богатую культуру, но и уникальные особенности. Он существует уже более пяти тысячелетий. Выполняемые в различных стилях древние виды китайских садов считались лучшими среди существующих трёх систем структурного разбивания парков в мире. Такими они являются и в наши дни.

История китайских садов ведёт своё начало с и Чжоу. Тогда они назывались «юъ», что означало «ближайший от пейзажа». Это было красивое место, предназначенное для общения и игр. Во времена китайский сад строился как вилла и назывался «юань». Здесь императоры могли отдыхать и обсуждать государственные дела.

Основная идея, которую олицетворяет китайский сад, огород - это «сотворение природного мира» в миниатюре. При его создании максимально используется естественный ландшафт со всеми особенностями географической зоны. Этот подход и сегодня можно наблюдать во многих национальных парках, особенно если речь идёт об императорских или монастырских китайских садах.

Виды

Условно различается несколько типов садов в китайском стиле. В первую очередь, это императорские парки, расположенные на севере страны. Немало их и в пригородах столицы. Есть также аналоги при императорских гробницах, храмовые, домашние и т. д. Тем не менее всё многообразие китайских садов сегодня сводится к двум основным типам: императорскому и частному.

Описание

Одно из основных направлений ландшафтного искусства Поднебесной - создание на небольших участках земли миниатюрных пейзажей. В традиционный китайский сад могут быть размещены самые разные архитектурные сооружения, например, мостики, беседки или павильоны. В нём обязательно наличие водоёмов. Можно встретить даже скалы и гроты. Для общей эстетики в композиции добавляются редкие виды деревьев, высаженные как одиночно, так и небольшими группами.

Другое направление - это проектирование ландшафта на обширной территории с устройством на ней огромных водоёмов и крупных рельефных форм. Чаще всего - рукотворного типа: скал, гор, водопадов. Обязательным считается наличие крупных групп растений, которые могут быть разделены дорожками, а также «речками» или даже «ручьями». Чаще всего используемые культуры - розоцветные. Например, тут могут располагаться такие деревья, как миндаль, яблони, вишни, сливы, персики, а также древовидные или травянистые растения: тюльпаны, пионы, розы, касатики, сирень, лагерстремии и другие красивоцветущие представители мира флоры.

Особенности

Миниатюрный сад в китайском стиле можно создавать даже на дачном участке размером в шесть соток, тогда как обладателям более внушительных земельных площадей лучше выбирать второе направление дизайна. Главная идея паркового оформления в Поднебесной состоит в том, чтобы посетители ощущали абсолютный покой, умиротворённость и единение с природой.

Ещё одна особенность, которая характеризует традиционный китайский сад, заключается в создании «безграничности», чтобы человек, гуляющий по нему, из каждой новой точки видел не одну картину, а несколько сменяющих друг друга пейзажей. При этом должны находиться в абсолютной гармонии. Ничто не должно быть слишком ярким и броским или же, наоборот, казаться незаметным.

Естественность

Китайский сад просто обязан смотреться естественно. От дизайнера требуется создание впечатления того, что всё вокруг было сотворено без человеческого участия. Как будто сама природа выстроила водоёмы в необычные произвольные образы. Однако немногие знают, что такие на первый взгляд несколько небрежные композиции бывают на самом деле очень глубоко продуманы, чтобы приглашать к медитации и размышлениям.

Принцип заимствования в пейзаже

По законам восточного ландшафтного искусства китайский сад разбивается таким образом, что в любой точке вслед за одной панорамой открывается другая. Подобный приём в дизайне называют «принципом заимствования пейзажей», благодаря которому можно визуально расширять границы участка. Секрет воплощения этого явления в жизнь очень прост: создаётся многоплановая перспектива, после чего прокладываются и дорожки, соединяющие панорамы друг с другом.

Символичность

Китайский сад - это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной. Поэтому и составляющие китайского сада - знаки «инь» и «янь» - олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» - живительной энергии - свободно перемещаться в пространстве. К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион - богатство и т. д.

Вода

В Поднебесной во все времена к природе относились очень серьёзно. Ведь считалось, что именно от неё зависит и радость, и горе. В китайском саду используется несколько обязательных составляющих. Одной из них является вода. Она, организуя общее пространство, делит территорию на разные зоны. Например, пруд с его ровной гладью - это символ спокойствия и мира, струи от фонтана, ручьи или водопад - вечного движения. Любой водоём китайского сада не должен иметь искусственную облицовку или высокие берега. Беседки и павильоны, установленные на островках, занимают практически всё место, возвышающееся над водой. Это нужно для создания впечатления, что эти строения «выросли» из водной глади.

Камни

Они являются обязательными составляющими китайских садов. Камни уравновешивают строения, сотворённые человеком, и природные элементы. Для создания подобного эффекта часто устраиваются простые горки из валунов, где не высаживается никаких растений. Вообще, в китайской культуре к камням относятся с трепетом - ими любуются, их слушают.

Цветы

Такие растения китайского сада, как правило, немногочисленны. Но каждое из них несёт свой символический особый смысл. Наибольшего поклонения заслужил древовидный пион, который здесь именуют «королём цветов». Нередко в саду встречаются лотосы, розы, хризантемы, нарциссы. Каждый из благородных цветков обязательно оттенён более простым растением, «рангом» пониже. Например, для пиона лучшие спутники - роза или шиповник, хризантема «оттеняется» бегонией. То же самое происходит с деревьями. Например, слива высаживается рядом с магнолией или камелией.

Деревья

Особым почётом в садах в китайском стиле пользуются большие и старые деревья, которые растут на участке не одно десятилетие. Почти всегда встречается сосна, символизирующая благородство. Не является редкостью персик или слива. Прекрасным дополнением в живописную дизайнеры считают бамбук. Он на Востоке является олицетворением жизненной силы и стойкости. Другими, не менее любимыми для китайцев деревьями, считаются магнолия, ива и, конечно, сакура.

Постройки

Сады Поднебесной невозможно представить без каких-либо рукотворных сооружений. Это сделанные в традиционно восточном стиле беседки, террасы, чайные домики. Они размещаются на территории с таким расчётом, чтобы человек, находясь в них, имел возможность, созерцая всё пространство, любоваться гармоничностью.

Создавая свои сады, европейцы, как правило, приукрашивают натуру, китайцы же стремятся приблизиться к ней, максимально передать ее дух. В маленькой Японии, которая заимствовала принципы китайского ландшафтного искусства, сад со временем стал строиться как статичная картина, рассчитанная на созерцание и любование. Пространственная организация китайского сада осталась более разнообразной и динамичной.

Каждый парк – приглашение совершить увлекательную прогулку или целое путешествие, миниатюрная модель мира с горами, озерами, деревьями. Ведь, согласно учению даосов, во всем нужно следовать законам природы, прекрасной в своей естественности и изменчивости.

Развитие садоводства в Китае шло параллельно с пейзажной живописью . Свитки, изображавшие идеальные ландшафты, нередко использовались в качестве образцов при создании сада. Также как и в живописи, в ландшафте главное требование – соблюдать равновесие между водой и сушей, ровными и возвышенными участками, растительностью и свободным пространством.

Еще один из важнейших принципов – естественность. Сад должен выглядеть так, будто он создан не руками человека, но самой природой. Нередко сады были маленькими, и, чтобы создать иллюзию большого пространства, китайцы придумали систему многоплановой перспективы. Такое пространство нельзя охватить одним взглядом, оно разворачивается поэтапно, подобно свитку. Стены, галереи и здания делят сад на части, поэтому он предстает перед глазами некой чередой образов. А чтобы сделать путь длиннее, прокладывают зигзагообразные тропы и мосты.

Вода и камень – главные герои сада. Не случайно китайский аналог слова «ландшафт» – «шань-шуй» – буквально означает «горы и воды», а о процессе его создания говорят как о «выкапывании водоемов и сооружении гор».

Кстати, создание искусственных гор в древности считалось особой наукой, которой занимались специальные артели мастеров.

Вместе «горы и воды» олицетворяют содружество важнейших элементов мироздания – мужского и женского начал, инь и ян. Горы, могучие и сильные, воплощают мужское начало, вода, мягкая и податливая, – женское. Вода в саду обычно присутствует в двух ипостасях: статичной (пруды) и динамичной (ручьи, водопады). Стоячая вода способствует накоплению животворной энергии ци, струящаяся – передает ее зрителю. Чтобы казалось, что водоемы природные, берега водоемов делают неровными, изрезанными.

Камни издревле представляли особую ценность. Они были предметом созерцания, им поклонялись, их слушали. Особенно ценились экземпляры причудливой формы, считавшиеся воплощением жизненной силы космоса. Известно множество их типов и сочетаний. Например, нагромождение валунов олицетворяет стихийную мощь природы, магическую силу гор. В саду камень присутствует как в виде отдельно стоящих глыб, так и в виде групп, образующих своеобразные горные ландшафты.

Беседки и павильоны

Даже самый маленький китайский сад включает в себя множество сооружений. Террасы и павильоны, беседки и крытые галереи, домики для чаепития и музицирования позволяют любоваться парком при любой погоде. Двух-трехэтажные здания «лоу» или «гэ» служат для созерцания далеких окрестностей.

А какие поэтические названия дают этим постройкам: «Беседка ожидания инея», «Павильон водной ряби», «Терраса запаха коричного дерева»! Особое значение придается проемам, среди которых почти не встретишь прямоугольных. Особенно популярны круглые «лунные ворота», символизирующие небо.

Еще один важный элемент – стены . Они разделяют сад на целый ряд участков, создавая иллюзию необозримого пространства. Покрытые черепицей, которая напоминает чешую, и извивающиеся наподобие дракона, они служат символической защитой мира.

Флора

Растительный состав традиционного китайского сада очень разнообразен. Чем южнее, тем он богаче. Особым почтением в Китае пользуются вечнозеленые растения, и зимой сохраняющие свою жизненную силу. Это сосна, бамбук и кипарис Они символизируют благородство, жизненную мудрость, стойкость и долголетие.

Почти в каждом саду можно встретить «деревья счастья» – сливу и персик, а также гингко, ивы, тополя, магнолии. Титул царя цветов, несомненно, принадлежит пиону, олицетворяющему знатность и богатство. Всюду выращивают хризантемы, гортензии, розы; южане увлекаются орхидеями. Любимый предмет созерцания, лотос, символизирует душевную чистоту, неподвластную житейской грязи.

Бамбук – одно из любимых растений китайцев – олицетворяет стойкого человека, способного выдерживать удары судьбы. Он гнется на ветру, но не ломается.

Выращивание миниатюрных деревьев – китайское изобретение. Оно отражает классическую философскую идею «великое в малом». Каждая композиция имеет поэтическое название, например «дракон», «танцующая птица».

Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай - большая страна. Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов. Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа. Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением. В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию. К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай; парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров. Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные. Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением. Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политический режим стал значительно стабильнее в период правления Сун и Тан. Экономика выздоровела, стали развиваться города и королевские дворы. Император Вэнь династии Сун разбил сад в городе Дасин, а император Ян создал Западный сад в восточной столице Лоян. Во времена династии Тан был настоящий бум ландшафтного дизайна. Знать и чиновники могли похвастаться садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе. В древней книге «Знаменитые сады Лояна» Ли Гэфэя было описано двадцать четыре королевских сада. После того, как династия Юань захватила Южную династию Сун, Китаем начали управлять иностранцы. Этнические и классовые противоречия становились все ожесточеннее. Экономика находилась в состоянии стагнации, стало быть, не было и значительных достижений в развитии ландшафтного дизайна.

Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин из-за экономического подъема и развития, сады и садово-парковая архитектура получили новый толчок к развитию. Нанкин был столицей ранней династии Мин. Император Чэнцзу перенес столицу в Пекин и начал восстанавливать город. К середине периода правления династии Мин, в связи с более быстрым развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё популярней. В этот период, возведение садов было сосредоточено в основном в Пекине, Нанкине и Сучжоу. В Сучжоу было очень развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Это был самый богатый в экономическом плане город. Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующий сад скромного чиновника, и сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин - Канси и Цяньлун оставили не менее богатое наследие в Пекине. Было разбито более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин восстановлены и доработаны. Славились радующие глаз городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и дельте реки Чжуцзян. Согласно статистическим данным на тот период насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов. Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода - женскую «ян».

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая - подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Символизм растений китайского сада

Для того чтобы сообщить тему китайского сада, подбираются растения, содержащие символические атрибуты. Так, лотос, корни которого располагаются в илистых донных грунтах водоемов, и чьи цветки достигают поверхности вод, символизирует духовную свободу. Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, выносливостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива представляют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам». Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.