Особенности творческой деятельности в инновациях. Цмит: условия создания и поддержки Фрезерный станок с ЧПУ

Центр молодежного инновационного творчества «ТехноАрт»

(направление: конструкторские технологии, дизайнерские технологии)

Центр обеспечивает равные возможности доступа к его технологиям и оборудованию всех заинтересованных сторон – школьников, учащихся станций юных техников, домов творчества, обучающихся средних и высших профессиональных заведений, представителям малого и среднего бизнеса.

Главная цель создания ЦМИТа – предоставление возможности посетителям Центра на практике освоить процесс от зарождения инновационной идеи до создания практического продукта. Каждый посетитель Центра получает возможность на собственном опыте понять, какой путь проходит инновационная идея от зарождения до ее практической реализации.

Основная функция Центра - развитие инновационного технического мышления, начальных навыков инновационной деятельности у учащихся, для чего предлагается применять программы обучения, направленные на проектную деятельность, на основании деловых игр, ТРИЗа, в формате открытых инноваций.

А началось все в 2011 году. Руководство ООО «Перспектива» приняло решение об апробации новой модели взаимодействия Работодателя и Школы. В 2011 году был подписан договор частно-государственного партнерства в сфере образования между ООО «Перспектива» и МБОУ СОШ №18. На базе МБОУ СОШ №18 был открыт Центр инженерного проектирования и дизайна , работа которого доказала необходимость дальнейшего развития функциональных связей между образовательными учреждениями и субъектами предпринимательства.

Кроме того, реализация программ по технологическому образованию школьников показала необходимость их обучения работе на высокотехнологичном оборудовании.

Для развития инновационного технического мышления, начальных навыков инновационной деятельности у учащихся предлагается применять программы обучения, направленные на проектную деятельность, на основании деловых игр, ТРИЗа, в формате открытых инноваций.

Партнеры Центра

ОАО «Пензтяжпромарматура»

ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет

ФГБОУ ВПО Пензенская государственная технологическая академия

ГБОУ СПО Пензенский промышленно-технологический колледж.

Центр молодежного инновационного творчества «Шаг в будущее»

Школы г. Пенза (заключены соглашения о сотрудничестве). Перечень школ – партнеров ЦМИТ ТехноАрт – МБОУ СОШ № 18, 50, 51, 27, 9, 17, 27, 58, 11, 12, МБОУ ЛАД № 3

Целевая аудитория Центра

Учащиеся, занимающиеся научно-техническим творчеством.

Учащиеся учреждений НПО, студенты учреждений СПО, студенты ВУЗов, вовлеченные в исследовательскую деятельность.

Молодежь, стремящаяся к созданию инновационного бизнеса.

Школьники, занимающиеся научно-техническим творчеством в кружках и студиях.

Дома творчества г. Пензы.

Цели и задачи создания

Центра молодежного инновационного творчества «ТехноАрт»

Цель: формирование высокого уровня инженерно-технической и информационно-технологической компетентности у учащихся и молодежи на основе проектной научно-исследовательской деятельности

Задачи:

    Создание моды на техническое творчество, увеличение доли учащихся в объединениях технической направленности

    Развитие базовых и профессиональных компетенций и навыков учащихся в техническом направлении

    Увеличение доли учащихся, поступающих на технические специальности СПО и ВПО

    Формированиесредыдля реализации проектов в научно-технической сфере детей и молодежи, субъектов малого и среднего бизнеса.

    Расширениесетевоговзаимодействия с учреждениямиВПО, СПО, ОУ, ДОД

    Формированиепедагогического сообщества из числа технологически продвинутых педагогов.

Центр уже зарекомендовал себя как учреждение, активно занимающееся профориентационной и образовательной деятельностью инженерно-технического профиля. Два года назад ЦМИТ «ТехноАрт» совместно с ЦМИТ «Шаг в будущее» инициировали и провели конкурс бизнес-проектов «Игра-дело серьезное»: команды прошли полный цикл производства настольной игры (идея, написание бизнес-плана, составление технической документации в специальной программе Teflex-cad, производство игровых элементов, защита проекта перед инвестором) В прошлом году школьники участвовали в конкурсе «Идеальное рабочее место современного школьника» (от разработки проекта до изготовления мебели).

Кроме того, ЦМИТ «ТехноАрт» активно занимается развитием робототехники среди школьников.

Направления деятельности ЦМИТ «ТехноАрт»

  1. Экскурсионное.

Цель: знакомство школьников и молодежи с деятельностью, направлениями работы и достижениями ЦМИТ.

Задачи:

Представление сферы деятельности ЦМИТ и его технического обеспечения.

Презентация достижений школьников и молодежи, занимающихся в ЦМИТ, демонстрация возможностей оборудования.

Увеличение количества пользователей ЦМИТ.

Увеличение количества учащихся в объединениях технической направленности и имеющих мотивацию к технической деятельности.

Расширение сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, ЦМИТами.

Профориентация школьников.

  1. Образовательное. Уроки, мастер-классы, обучающие семинары.

Цель: формирование педагогического сообщества из числа технологически продвинутых педагогов, формирование основ инженерно-технической и информационно-технологической компетентности у учащихся, имеющих мотивацию к технической деятельности.

Задачи:

Знакомство и обучение школьников работе на новом современном оборудовании, внедрение образовательных программ, нацеленных, в том числе, на развитие проектного мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности, в том числе на основе методик ТРИЗ.

Отбор и подготовка кадров для работы с учащимися и молодежью из числа изобретателей, инженеров различных специальностей, дизайнеров, предпринимателей, преподавателей вузов и педагогов школ.

Увеличение количества педагогов, занимающихся развитием технологического образования школьников.

Увеличение количества педагогов и школьников, вовлеченных в проектную деятельность ЦМИТ.

Междисциплинарное взаимодействие педагогов в техническом и технологическом направлениях.

Профориентация школьников.

  1. Проектная деятельность

ЦМИТ предоставляет возможность заниматься творчеством в благоприятных условиях, изучать на практике работу современных производственных станков с цифровым программным обеспечением, что особенно важно для молодого «цифрового» поколения, для которого компьютер и интернет – основной канал общения и стимул для творчества.

Цель: Создание условий, позволяющих учащимся и молодежи, нацеленной на научно-техническую деятельность, эффективно и на современном технологическом уровне реализовать на практике технологическую цепочку от формулирования идеи до ее реализации.

Задачи:

Создание моды на техническое творчество, увеличение доли учащихся в объединениях технической направленности и имеющих мотивацию к технической деятельности.

Развитие базовых и профессиональных компетенций и навыков учащихся в техническом направлении.

Постоянное расширение базы данных

Увеличение доли учащихся, поступающих на технические специальности СПО и ВПО.

Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями ВПО, СПО, ОУ, ДОД, ЦМИТ.

Формирование совместно с организациями науки и промышленности «банка инновационных тем» для проектной деятельности учащихся и молодежи.

Активное участие в конкурсных мероприятиях технической направленности.

  1. Коммерческая деятельность

ЦМИТ «ТехноАрт» – это, прежде всего, не коммерческая структура. Оборудование Центра для работы детям и молодежи предоставляется бесплатно. Основной приоритет – запрос на оборудование со стороны учащихся и молодежи. В свободное время Центр предоставляет оборудование или выполнять заказы молодежным коммерческим фирмам, инновационным предприятиям.

Коммерческая деятельность не противоречит идее и задачам ЦМИТ и может стать равноправной частью деятельности лаборатории при условии , что не создаётся препятствий к открытому доступу и работе других участников ЦМИТ.

Цель: Обеспечение широкого и свободного доступа талантливой молодежи к современному оборудованию и современным производственным технологиям, организация продуктивного общения молодежи с высококвалифицированными инженерными кадрами различных специальностей, предпринимателями и др.

Задачи:

Формирование среды для реализации проектов в научно-технической сфере детей и молодежи, субъектов малого и среднего бизнеса.

Сформировать «детско-молодежно-взрослые» творческие коллективы, объединенные на основе совместных задач по изготовлению опытных образцов и прототипов изделий, а также воплощения на практике молодежных идей и проектов в изделия (образцы).

Разработка механизма развертывания на базе Центра молодежных предпринимательских проектов, коммерциализации полученных результатов, развитие инновационного молодежного бизнеса.

Постоянное расширение базы данных потенциальных кадров специалистов технической направленности.

Формирование команд обучающихся СПО и студентов ВПО для реализации коммерческих проектов.

Отработка на базе Центра механизмов продуктивного взаимодействия между образовательными, научными и производственными инновационными предприятиями.

Дальнейшее «наращивание» (развитие) материально-технической базы ЦМИТ, вследствие привлечения средств из внебюджетных источников, а также от спонсорской помощи инновационных предприятий и научных организаций.

Выгодное территориальное расположение

Доступность и открытость Центру будет обеспечивать малая удаленность от ряда крупных предприятий и ведущих технических ВУЗов и СУЗов города Пензы. В шаговой доступности от второй площадки, МБОУ СОШ №18, находятся 2 ВУЗа (Пензенская государственная технологическая академия, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства), 3 СУЗа (Пензенский автомобильно-дорожный колледж, ФГОУ среднего профессионального образования «Пензенский государственный автомобильно-дорожный колледж» , ГБОУ СПО Пензенский промышленно-технологический колледж), 10 школ, 5 крупных промышленных предприятий (ОАО «Пензтяжпромарматура, ОАО «Пензхиммаш», ФГУП «ППО ЭВТ», ОАО «ЗиФ-Плюс», ФГУП «ППО «Электроприбор»), что обеспечит высокую посещаемость и полную загруженность работы Центра. В Центре будет обеспечена доступность оборудования с возможностью бесплатной работы для учащихся. Увеличение доли учащихся, поступающих на специальности СПО и ВПО.

Развитие модельной базы и усложнение проектов, выполняемых в домах творчества и кружках технической направленности, работающих на базе школ.

Обучение работе на высокотехнологичном оборудовании.

Создание инновационныхпредпринимательских проектов.

Выпуск сувенирной продукции.

Выполнение заказов предприятий по проектированию промышленных изделий.

Получение обучающимися основ инженерно – технических профессий.

Современные тенденции образования требуют, чтобы обучение в школах было направлено на практическую деятельность, разработку и реализацию учениками собственных проектов и способствовало достижению различных результатов обучения.

Для того чтобы удовлетворить данные требования в Пермском крае был создан проект «Уникальные школы». В рамках данного проекта открываются инновационные школы, в которых образовательные программы предполагают взаимодействие с различными предприятиями, ВУЗами, учреждениями среднего профессионального образования.

В качестве примера можно представить школу № 129 инженерно-технологической направленности, или "Техношкола". Обучение в которых, повысит интерес учеников к инженерным и техническим специальностям и поможет вырастить будущих специалистов для предприятий-участников инновационного кластера ракетного двигателестроения. Задача школы №32 - организация учебного процесса в режиме «полного дня», совмещение спортивного и образовательного процессов .

Наряду с новыми уникальными школами, «Техношколой», «IT школой» сотрудничество школ и предприятий - партнеров, заинтересованных в развитии технологического образования и инженерного творчества школьников может реализоваться на базе центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) .

В связи с этим на базе МАОУ « СОШ №37» был разработан проект по созданию ЦМИТ. Опираясь на Положение, ЦМИТ осуществляет свою деятельность совместно с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными партнерами, клубами и кружками образовательного учреждения, в контакте с другими образовательными учреждениями, ориентированными на инновационную творческую деятельность.

Основные цели ЦМИТ:

Поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях повышения уровня профессиональной готовности;

Формирование любознательности и творческого мышления; стимулирование генерации инновационных идей и разработок; детских инициатив в различных сферах жизни; повышение интереса к исследованиям в области новейших технологий;

Обеспечение реализации прав на участие школьников в школьном управлении, повышение престижа образования; воспитание гордости за учебное заведение, будущую профессию;

Расширение и укрепление традиций школьной жизни;

Формирование патриотизма, гражданско-нравственной позиции, физического и духовного развития;

Укрепление здоровья, формирования общей культуры и здорового образа жизни подростков и пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений в школьной среде;

Содействие развитию у подростков социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию.

Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие задачи:

Предоставление возможности детям и молодежи реализовать свои интересы и возможности, в том числе в научно-техническом творчестве;

Информирование школьников о новых технологиях, развитии направлений научно-технической деятельности; достижений современной науки и техники;

Организация профориентационной деятельности;

Создание условий для разработки и реализации творческих проектов учащихся, направленных на создание инновационных продуктов;

Организация творческих мастерских, клубов.

Ключевые направления деятельности ЦМИТ:

1) Организация деятельности клубов, творческих объединений, инновационных практик, направленных на организацию досуга, удовлетворяющих запросам учащихся и молодежи;

2) Организация массовых молодежных культурных мероприятий для молодежи, вовлечение в конкурсное движение;

3) Организация летнего и круглогодичного отдыха подростков и молодежи;

4) Содействие развитию ученического предпринимательства .

Для педагогов образовательных учреждений Пермского края при содействии научного консультанта Метляковой Любови Анатольевны, к.п.н., доцента кафедры социальной педагогики ПГГПУ с 20.10.2016г по 03.11.2016г. был разработан и реализован образовательный модуль программы дополнительного профессионального образования: «Эффективные практики профессионального самоопределения обучающихся в рамках центра молодежного инновационного творчества».

Целью семинара было создание условий для обмена опытом и знакомство с технологиями профессионального самоопределения обучающихся через организацию творческой деятельности (на примере деятельности ЦМИТ). Семинар состоял из теоретической части, которая заключалась в представлении современных подходов к вопросам профориентации, включая нормативно-правовые материалы; организационно-педагогические условия сопровождения профессионального самоопределения. Вторая часть семинара носила практический характер. На мастер-классах педагоги школы № 37 продемонстрировали приемы работы с учащимися в профильных группах, обеспечивающими успешность обучающихся в изучении отдельных предметов: географии, обществознания, химии, формировании учебной мотивации, популяризации научно-образовательной и творческой направленности деятельности.

Помимо мастер-классов проходили открытые уроки: биология в 9 классе, технология в 5 классе. Содержание уроков, технологические приемы были наполнены новыми смыслами, отвечающими требованиям современного урока. Уроки вызвали положительный эмоциональный отклик учащихся, полученные знания и умения применимы в повседневной жизни детей. Уроки соответствовали теме семинара, способствовали повышению профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей в вопросах формирования профессионального самоопределения средствами урока.

Основными интересными проектными линиями деятельности ЦМИТ являются:

  1. Интеллектуальное направление: НОУ, олимпиады, НПК, Неделя наук.
  2. Творческое направление: конкурсное движение (конкурсы «Юный изобретатель», «Юный инженер» и «Вернисаж семейных реликвий и изобретений»);
  3. Проектное направление деятельности школьных клубов (клуб «От идеи к результату!», Клуб креативных игр, др.)
  4. Гражданско-патриотическая линия - работа клубов «Эколог», «Краевед».
  5. Информационно-коммуникационная линия - деятельность клубов компьютерных игр, «С компьютером на ТЫ», школьных юнкоров.
  6. Линия сетевого сотрудничества и социального партнерства .

В течение отчетного периода осуществлялось информационное обеспечение деятельности центра молодежного инновационного творчества и результатов работы ЦИО. Более 20 статей, заметок были опубликованы на школьном сайте. Ежемесячно на страницах пермской газеты «Перемена - Пермь» публикуются статьи об инновационной деятельности школы. Информация до участников образования поступает и через школьную локальную сеть, фильмы и презентации, подготовленные учащимися, транслируются в актовом зале и школьном фойе.

ЦМИТ ориентируется на объединение интересов науки и производства, сетевое взаимодействие с образовательными институтами; готов оказывать услуги населению, организуя новые формы учебного взаимодействия; разрабатывает социальные проекты и внедряет их в жизнь.

В заключении хотелось бы отметить, что реализация инновационного проекта «Создание центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) как модели развития технологического образования школьников» способствовала поиску и внедрению эффективных практик, способствующих развитию творческих инициатив и положительно влияющих на профессиональное самоопределение учащихся. Были расширены и укреплены связи с общественностью, наукой, социальными партнерами. Повысилась профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, систематизации и представления результатов. Одной из главных идей ЦМИТ остаётся реализация детских и молодежных инициатив, создание условий для самореализации учащихся, педагогов и родителей учащихся, в том числе в целях повышения уровня профессиональной готовности учащихся. Вместе с тем инновационный проект предполагает дальнейшую проработку и внедрение новых отдельных направлений.

Существует множество возможностей для систематизации и типизации организационных культур. Выбор зависит от критериев, которыми руководствуются исследователи. Каждая существенная характеристика организационной культуры (а также их комбинация) может являться основанием ее типологии. Любая типология выделяет некоторые идеальные типы, которые в "чистом" виде в жизни не встречаются, они выражают ведущие тенденции. Принято рассматривать следующие логические основания для выделения разновидностей организационной культуры:

национальные особенности персонала;

отраслевые особенности персонала;

особенности гендерных взаимоотношений;

доминирующие ценности.

Также можно представить себе особенности организационной культуры в зависимости от типа организации. Организация "А". Данная организация является промышленным предприятием. В ней существуют устоявшиеся правила и предписания, которым необходимо следовать. Для каждого сотрудника поставлены задачи и определены методы их решения. Управляющие непосредственно наблюдают за исполнением и следят за обеспечением нормального режима работы. Проявление инициативы сотрудниками на своем рабочем месте не возбраняется. Они проинструктированы о том, что, столкнувшись с непредвиденными проблемами, следует обращаться к непосредственному начальнику, который поможет их разрешить. В связи с тем, что администрация не имеет достаточной уверенности в честности и прямоте своих подчиненных, в организации существует серьезный контроль над деятельностью работников и непосредственное прямое взаимодействие между сотрудниками и управленческими службами.

Компания предпочитает набирать на работу людей в самом начале их служебной карьеры, непосредственно обучая и проводя ротацию их в различные отделы фирмы. В результате такой политики сотрудники фирмы получают не сугубо специальные, а всесторонние современные знания и навыки работы. Приложение максимальных усилий, преданность организации, умение работать в команде, недопущение - вот перечень качеств, наиболее ценящихся в организациях такого типа. Организация "Б". Данная организация также является промышленным предприятием, и здесь тоже существуют свои правила и предписания. Однако контроль здесь утрачивает свое значение, так как администрация считает своих работников трудолюбивыми и заслуживающими доверия. Работники стараются решать возникшие проблемы самостоятельно и консультируются с начальниками только по необходимости. Индивидуальные особенности сотрудников и различия между отделами внутри организации считаются в порядке вещей. Продвижение и другие методы вознаграждения применяются к тем сотрудникам, которые внесли существенный вклад в развитие и процветание организации, даже если им присущ нестандартный образ мышления, а также не совсем приемлемые для организации нормы поведения и привычки . Так же в разные времена разные ученые выделяли свою типологию организационной культуры, например:

) Типология К. Кэмерона и Р. Куинна

Две группы критериев:

главные индикаторы эффективности компании (гибкость и дискретность или стабильность и контроль);

фокус направленности деятельности (внутренний фокус и интеграция либо внешний фокус и дифференциация).

При наложении этих двух критериев друг на друга обнаруживается четыре типа организационной культуры:

клановая. Строится по подобию семьи, где ценится качество человеческих отношений, взаимная поддержка и забота. Этот тип свойственен многим начинающим и семейным предприятиям, когда небольшой коллектив единомышленников делает общее дело. С ростом числа сотрудников обычно преодолевается.

иерархическая. Жесткая многоступенчатая структура. Для персонала главное - системность и стабильность. Они лучше всего себя чувствуют в централизованной системе управления с четким распределением полномочий, когда расписаны стандартизованные правила и процедуры, развиты механизмы учеты и контроля. Характерно для государственных организаций, предприятий ВПК, крупных транспортных предприятий.

рыночная. Ориентирована на результат, прибыльность, выполнение задачи любой ценой. Предполагает достаточно агрессивное поведение компании на рынке, высокую динамичность развития. Ориентированы на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела. Преобладает в оптовых торговых компаниях, работающих на сверх конкурентном рынке.

"по случаю". Ориентирована на инновации и творчество. Главное - генерация новых идей. Главная задача менеджмента - поощрение творчества и деятельности. Акцент на индивидуальность, поощрение риска, предвидение будущего.

О творчестве в реальном бизнесе пишут и говорят сейчас достаточно много. Однако при этом упор, как правило, делается именно на творческой стороне дела. Место творчества в деятельности организации (компании) остается как бы за кадром. В то же время этот аспект не только интересен, но и полезен. Если собрать вместе несколько креативных людей, то мы получим массу интересных, но совершенно бесполезных идей. «Идеи, даже самые замечательные, бесполезны, если они не используются. … Пока они не будут реализованы на практике, они будут оставаться в безвестности». Как видите идея это не все. В связи с этим рассмотрим такие понятия современной организации как «творчество», «инновации» и «предпринимательство»и попытаемся увязать их друг с другом.

1. Предприниматель (антрепренёр) - граждане и их объединения, деятельность которых направленна на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

2. Нововведение (инновация) - целенаправленное внедрение качественных изменений преобразующих реальную социальную практику.

3. Творчество (креативность) - способность приходить к новым, нетривиальным и при этом обоснованным решениям.

Рассмотрим более подробно каждый из этих терминов.

Обычно слово Предприниматель ассоциируется с собственником. Это естественно, именно предприниматель-собственник имеет решающие права на все действия связанные с бизнесом. Однако в рамках организации (компании) может иметь место внутреннее предпринимательство (интрапренерство). Интрапренерство - деятельность работников предприятия, основанная на их инициативе и активности, осуществляемая в рамках организации отдельных видов деятельности в целях повышения эффективности работы предприятия, максимизации прибыли и наиболее полного удовлетворения потребностей активных работников предприятия (интрапренеров). Возможность внутреннего предпринимательства позволяет рассматривать менеджеров различного уровня в организациях (компаниях) в качестве субъектов предпринимательской деятельности Баранчеев, В.П. Инновационный менеджмент / В.П. Баранчеев. - М.: Финстатинформ, 2010. - С. 121..

Нововведение (инновация) может рассматриваться на различных уровнях. Трансформационные или революционные нововведения, приводящие к необратимым изменениям существующего порядка вещей в глобальном масштабе. Значимые инновации вызывающие большие, но не кардинальные изменения, и, наконец, эволюционные - текущие изменения, происходящие регулярно. Именно последние инновации характерны для деятельности организации (компании). Важно, что нововведения дифференцируют на социально-экономические, управленческо-организационные и чисто технологические типы. В этой связи к важнейшим областям инноваций в организации (компании) можно отнести:

Инновации товаров и услуг;

Инновации технологии производства;

Инновации организации и методов работы;

Инновации способов доставки товара или услуги заказчику;

Инновации средств информирования клиента о продукте;

Инновации способов управления отношениями внутри организации Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2010. - С. 169..

Рис. 1.

Творчество. В 1983 году была сформулирована компонентная теория творчества, которая признана одним из главных теорий творчества отдельных личностей и организаций. Теория претерпела значительную эволюцию с тех пор, но основные компоненты остались неизменными.

Творчество требует слияния четырех компонентов:

1) внутренняя мотивация;

2) высокий уровень знаний отрасли;

3) мастерство в использовании творческого мышления;

4) среда с высоким содержанием опор для творчества Грачев, М.В. Инновационный менеджмент / М.В. Грачев. - М.: Дело, 2010. - С. 89..

Понятия творчество, инновации и предпринимательство связаны между собой. Выражение, связывающее эти понятия, может звучать так. Предприниматель, используя творчество как ресурс, внедряет инновации в целях повышения большей эффективности деятельности. Процесс, даже если он творческий, ради процесса не имеет значения.

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.