Декоративное золочение своими руками. Золочение изделий Чем позолотить металл

Золотые ювелирные украшения давно завоевали популярность у всех слоев населения. Но золото - дорогой металл, и не каждому по карману приобретение изделий из натурального золота. И тут на помощь часто приходят позолоченные украшения.

Под золочением подразумевается процесс создания на исходном предмете небольшого слоя золота. Этот слой одновременно служит защитой от вредного влияния окружающей среды.

Технология золочения ювелирных изделий постоянно совершенствуется, и находит применение в различных областях повседневной жизни. Сегодня часто встречается золочение поталью, этот способ намного дешевле традиционного золочения. Тонкие листы сплавов различных цветных металлов удачно имитируют золото по цвету.

Различные методики нанесения позолоты

Современные методики напыления золотом позволяют покрывать гламурным покрытием многие предметы обихода, вплоть до мобильных телефонов и деталей автомобилей.

Серебро тоже охотно применяют, как металл для напыления, особенно при изготовлении бижутерии. Методики украшения позолотой позволяют изготовить из самых банальных предметов оригинальные вещи эксклюзивного направления.

Но золочение имеет значение не только для декоративного оформления изделий, оно носит и защитные функции. Такое покрытие не будет трескаться, не теряет блеск, его не берет коррозия. Толщина наносимого налета бывает различной, к примеру, для позолоченных часов обычно применяют покрытие золота от 5 микрон.

Золотым напылением можно покрывать и серебро, для этого есть целый ряд методик покрытия золотом:

  1. Обычное. При использовании этого способа берут благородный металл 385 пробы и доводят наносимый слой до 2,5 микрон.
  2. Позолота высокого качества. В этом варианте золото берется выше 385 пробы и напыляется слоем более 2,5 микрон.
  3. Розовая позолота. Присутствие вкраплений меди придает сплаву оригинальный оттенок розового цвета. Пробы желтого металла в таком сплаве могут быть различными.
  4. Так называемое белое золото. В этот сплав кроме серебра входят палладий и никель. Величина слоя может доходить до 5 микрон, покрывают таким сплавом в основном украшения из серебра.

Безусловным достоинством позолоченных украшений является их цена. При этом само изделие выглядит достаточно статусно и подчеркивает индивидуальность его владельца. Очень часто позолоченные изделия применяют в сочетании с различными камнями и стразами.

Однако существует конечный срок использования позолоченных изделий. Тонкий слой позолоты страдает от механического воздействия, поэтому носить постоянно такие изделия не рекомендуется. В результате физического износа блеск позолоты становится более тусклым. Также необходимо уберегать украшения от воздействия хлора, поэтому их нельзя мочить.

Уход и восстановление позолоты

Можно ли восстанавливать покрытие позолотой? Обратившись к опытному ювелиру можно получить отреставрированное изделие в первозданном виде.

Ухаживать за изделиями с позолотой надо очень аккуратно, стараясь не повредить тонкий внешний слой. Снимать грязь необходимо с помощью мягкой тряпки, смоченной в спиртовом растворе. А вот позолоченное серебро чистят с помощью соды и старой зубной щетки. После проведения оздоровительных процедур, украшения надо промыть водой и хорошо высушить.

Многие хотят узнать, можно ли снять позолоту из серебряных позолоченных предметов. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Химический способ позволяет снять позолоту в растворе царской водки, ну а потом, при необходимости, из хлористого золота можно получить золото металлическое.
  2. С помощью электролиза позолоту удаляют в растворе серной кислоты. Изделие с покрытием закрепляют на аноде и погружают в ванну с серной кислотой. Нужно понимать, что снятие позолоты электролизом и серной кислотой требует определенных навыков и оборудования, поэтому зачастую лучше обратиться к специалисту-гальванику.
  3. Есть еще и третий метод, он применим в тех случаях, когда не требуется выделять золото, как металл. Покрытие удаляют с помощью самой мелкой наждачной бумаги, а изделию придают товарный вид, натирая его полировочной пастой.

Восстановить позолоту, потерявшую вид из-за механического воздействия тоже можно. Но для этого необходимо предварительно очистить поверхность, потом покрыть ее никелем, затем нанести слой позолоты. Восстановленный предмет будет и дальше радовать своих обладателей.

Нередко приходится решать проблему - как отличить золото от позолоты? Проба позолоты имеет одно единственное значение - 999. Золотые украшения имеют клеймо 585 или 583. Если в процессе золочения употреблялась фольга, то проба может быть любой, но не 585 и 583.

Как определить подделку? Хорошо помогает спирт или нитрат серебра. Надо смочить раствором ватку и слегка протереть изделие, предварительно смочив его водой.

Если металл не темнеет, значит – это золото. Можно попробовать прикусить изделие «на зуб» или поцарапать ногтями. Если будет образовываться стружка, значит это позолоченное изделие.

Практика домашнего золочения

Методика позолоты в условиях дома, а не специализированной лаборатории достаточно сложна, и не всегда выполнима. Химические реактивы, которые необходимы для золочения в домашних условиях, не всегда доступны для любителей. Сам по себе процесс золочения совсем не простой, он требует навыков и опыта.

Специалисты различают два основных способа золочения – электрохимический и механический.

Механическую методику чаще называют сусальным золочением. Нанесение позолоты сводится к покрытию изделий золотой фольгой. Тонкие листы мягкого золота наносят на изделие, толщина листов определяется в несколько микрон.

Механический способ золочения

В механическом методе можно разграничить два главных подхода:


Электрохимический способ нанесения позолоты

Нанесение позолоты электрохимическим способом тоже имеет несколько разновидностей:


На дому часто используют способ натирания металла. Для этого хлорное золото кладут в раствор цианистого калия, досыпая мел, доводят раствор до состояния кашицы.

Исходное изделие очищают и обезжиривают, потом натирают полученной кашицей. Затем изделие подвергают тщательной полировке.

Если в эфире растворить хлорное золото, то таким раствором тоже можно проводить золочение. После испарения эфира, на поверхности исходной детали образуется тончайший слой золота с характерным блеском. Используя данный раствор, можно с помощью пера, делать на металле золотистые рисунки.

Мастерство декоративного золочения различных поверхностей относится к тем редким старинным ремеслам, которые требовали не только высокого мастерства, но и хорошего вкуса. Нет ничего проще, как испортить изящный предмет, нанеся на него толстый неаккуратный слой позолоты, превращая элемент дизайна в безвкусную пошлую вещь...

С книгой издания 1895 года мы попробуем разобраться в тайнах этого ремесла, научимся грамотной подготовке поверхностей и правильной подборке необходимых материалов. Сам автор считает, что процесс домашнего золочения вообще-то сам по себе ничего сложного не представляет: покрой поверхность клейким веществом, а сверху на нее наложи листок с золотым покрытием, стараясь, чтобы он лег ровно и гладко. Но как и в любом мастерстве, тут имеются свои секреты.

Золочение по маслу (матовое золочение)

Этот тип золочения изделий считается одним из наиболее распространенных - хотя бы потому, что только выполненная таким способом позолота способна стойко переносить перепады температур и атмосферные осадки без ущерба внешнему виду.

Для работы используется темное и светлое листовое золото, часто продаваемое в виде квадратных книжек, из которых по мере необходимости вынимаются листки. как старинные, так и современные мастера для работы часто используют поталь , являющейся бюджетной имитацией сусального золота.

Профессиональные золотильщики в своей работе часто используют такой прием: берут из книжки золотой лист, расправляют его на кожаной подушке, окруженной защитным экраном. Такую подушку делают из листа фанеры, покрытого слоем байки, двумя-тремя слоями фланели, а поверх них - тонкой кожей. Вокруг подушки находится небольшой бортик, защищающий тонкий лист золота от дыхания мастера. Снизу подушки приделывается петля, в которую вставляется большой палец левой руки золотильщика.

Листок кладут на подушку, осторожно расправляют с помощью легких дуновений, после чего лист делится на нужное количество частей тупым ножом. До лезвия ножа категорически не рекомендуется дотрагиваться руками, т.к. из-за этого он будет не резать, а комкать тонкие листы золота.

Если, допустим, требуется позолотить полосу шириной в 5 см, то листок необходимо нарезать на полоски, ширина которых на 5-7 мм будет больше, чем ширина полосы. каждую полоску захватывают специальной кистью и накладывают на подготовленную поверхность. Старинный учебник по золочению называет эту кисть из редкого верблюжьего волоса "типом" и дает совет по ее изготовлению: сделать тип можно из двух старых игральных карт, вклеив между ними необходимое количество щетины - см. рисунок.

Очень удобно использовать тип при работе с неровной поверхностью: щетина кисти легко подстраивается под любой рельеф.

Далее следует забавный совет: золотильщику рекомендуется провести типом по собственной прическе, что придает щетине кисти легкую "маслянистость" в той степени, которая необходима для прилипания золотой полоски к кисти. Затем листок переносят на подготовленную и смазанную клеем поверхность, и он легко отклеивается от кисти. Можно предположить, что дело не в маслянистости, а в обычном статическом электричестве...

Следует помнить, что листки золота очень тонкие, ломкие и легко деформируются, поэтому при обращении с ними необходимо быть очень осторожным. При золочении в домашних условиях может пригодиться такой прием : поверх золотого листка накладывают лист вощеной бумаги и очень легко его разглаживают. После этого золото легко прилипает к бумаге и так же легко переносится на нужную поверхность, где его уже фиксирует клеевой состав.

Золотильщики старой школы для этих целей пользовались специальной палитрой: дощечкой, к которой приклеивался лоскут полотна. если на такую палитру дыхнуть несколько раз, то листок золота легко к ней приклеивался и переносился в нужное место без повреждений.

Если на золотом листке оказались трещины или незакрытым остался небольшой фрагмент обрабатываемой поверхности, то исправляется это так: кончиком перочинного ножа, смоченного в маленькой капле воды (или просто языком), берут небольшие фрагменты золотого листка и накладывают на дефектное или непокрытое место. После этого лоскутки плотно прижимаются круглым тампоном из ваты, обтянутой тонкой кожей. Затем уже обычным ватным тампоном легко протирают работу, удаляя излишки листового золота и придавая поверхности гладкость.

Клей для масляного золочения

Классический клеевой раствор для золочения подразумевает варку льняного масла с окисью свинца, или, иначе говоря - олифа, приготовленная по старинному рецепту. Недостатком этого клея можно считать то, что покрытая им поверхность для золочения будет готова лишь часов через двенадцать; преимуществом - возможность использовать клей для наружных работ.

Более быстрое средство - "клей для лакировщиков" пригоден для золочения уже через 2-3 часа, но его можно использовать только для внутренних работ. Также считается, что этот клей гораздо слабее, чем приготовленный по классическому рецепту, а потому позолота на его основе нуждается в дополнительном покрытии лаком.

Если позолоту совершают по грунту желтоватого или красноватого цвета, то в клей для золочения рекомендуется добавлять немного желтой или красной охры. Лучше всего клей наносить кистью из верблюжьего волоса - так слой клеевого состава получается ровнее и глаже. От равномерности высыхания клея будет зависеть и качество золочения: на слишком тонких местах клей быстро высохнет и позолота будет иметь слишком блестящий вид; на утолщениях клей останется влажным и позолота приобретет тусклость.

Чтобы определить готовность клея к нанесению золота, необходимо легко прикоснуться к нему суставом пальца: чуть липкий клей пригоден для работы, а вот смазанный слой говорит о необходимости дальнейшего подсыхания. Однако, тут есть важный нюанс: если предстоит работа с листовым серебром, то для него слой клея должен быть более влажным, чем для золота!

Золочение дерева

Простое, неполированное дерево обладает пористой структурой и потому нуждается в тщательном грунтовании. Для этого его можно пропитать составом, приготовленным из льняного масла и плотного красящего вещества (в современном мире можно воспользоваться готовой грунтовкой по дереву ).

После покрытия дерева слоем грунта, ему дают хорошо просохнуть, после чего тщательно шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой до состояния гладкости. После этого наносят еще 2-3 слоя грунта, повторяя процесс. От качества грунтования будет зависеть и качество золочения, поэтому не стоит спешить с подготовительным этапом. Затем на идеально ровную и гладкую поверхность наносят клеевой состав и производят процедуру золочения.

Золочение картона

Материалы, по структуре подобные картону, также нуждаются в грунтовании, но не на масляной основе, а водным раствором грунтового состава. Мастера прошлых лет использовали для этих целей раствор гуммиарабика или рыбьего клея, а иногда - и отвар обрезков пергамента в желатиновой смеси. Но также, как и в случаях с масляной грунтовкой, современные мастера могут пользоваться широким ассортиментом готовых грунтовок.

Грунтовку наносят полосой, ширина которой должна быть чуть больше полосы, на которую будет нанесен клей. Это делается для того чтобы защитить работу от масляных потеков, которые могут появиться при использовании клея. Технология нанесения позолоты такая же, как и при работе с деревом.

Если позолоту собираются накладывать на обратную сторону фотографии , то грунтовать эту фотобумагу не нужно: ее поверхность уже готова к нанесению клеевого состава и листового золота.

Золочение по тканям

При золочении поверхностей из шелка и других видов тканей необходимо нанесение такого же типа грунта, как и для картонных изделий. Грунт накладывают несколько раз - каждый слой после высыхания предыдущего.

Эта мера поможет избежать появления некрасивых жирных пятен и полос, которые неизбежно появятся на ткани после нанесения на нее масляного клея. Если в работе используется грубый и плотный материал, наподобие коленкора, то в качестве грунтовки хорошо подходит слабый раствор столярного клея .

Золочение по камню и штукатурке

Эти материалы относятся к пористым, а потому требуют особого внимания к наложению и качеству грунта. Старинные мастера утверждают, что самой лучшей грунтовкой для подобных материалов является смесь гуттаперчи и шеллака, растворенных в бензине. Такой грунт не только способствует качественному золочению, но и предохраняет материал от воздействия сырости.

Надо заметить, что рецепт этого грунта долгое время считался секретом английских декораторов, которые широко им пользовались при украшении церквей. С помощью этого раствора позолоту можно было накладывать прямо на стены, не прибегая к покрытию масляной краской или к использованию дополнительных подкладок из цинка, как это делалось раньше.

При золочении по камню используется грунтовка, состоящая из шеллака, растворенного в винном спирте. Камень отмывают от загрязнений, дают хорошенько просохнуть, иначе со временем грунтовка начнет отслаиваться вместе с позолотой. Если часть камня, за исключением позолоченных мест, должна оставаться в естественном виде, то в таком случае при нанесении масляного клея нужно следить, чтобы он не заходил за границы шеллакового грунта, иначе на соседних с позолотой частях появятся некрасивые жирные линии. Но эта предосторожность будет излишней, если при работе использовался "клей для лакировщиков".

Золочение на гипсе

Все гипсовые предметы отличаются пористой структурой и потому нуждаются в качественной грунтовке. Как правило, для работы необходимо 3-4 слоя олифы, нанесенных с суточным интервалом. При работе с изделиями больших размеров, у которых отсутствует мелкая отделка, можно воспользоваться "клеем для лакировщиков" с добавлением желтой охры, предварительно хорошо растертой.

Для гипсовых изделий с мелкими деталями (статуэтки, медальоны) лучше всего использовать водный раствор клея с мелко растертой желтой охрой.

  • следует запомнить, что полированные и крашеные поверхности в грунтовании не нуждаются, но перед золочением их необходимо тщательно протереть от пыли и других загрязнений;
  • металлы обладают низкой впитывающей способностью и потому также способны обходиться без грунтования, но для более качественного золочения и защиты от ржавчины рекомендуется сначала покрасить их поверхность;
  • для наружных работ больше всего подходят цинковые изделия, т.к. они стойки к коррозии, но важно учесть и такую особенность цинка. как склонность к деформации поверхности при сильном нагревании солнечными лучами.

Глянцевое золочение

При этом виде золочения блеск деталей будет зависеть от гладкости поверхности или качества операции, известной в этом ремесле под названием "обжига".

Золочение по стеклу

Самым подходящим материалом для глянцевого золочения считается стекло. Благодаря идеально гладкой и ровной поверхности стекло позволяет наиболее качественно наложить листовое золото или серебро.

Никакой предварительной подготовки, кроме очистки от загрязнений, стекло не требует. Однако следует избегать неосторожных прикосновений к поверхности руками - даже небольшой след от пальца способен испортить всю работу.

Самым важным моментом при золочении по стеклу считается тот факт, что работа производится всегда по обратной стороне предмета , поэтому все изображения или буквы должны накладываться в зеркальном отражении.

Предварительное очищение стекла удобнее всего производить белилами, которые хорошо удаляют жирные пятна и следы от пальцев. Стирать белила очень удобно небольшим шелковым лоскутом.

При работе со стеклом кисть-тип обычно не используется, автор предлагает более оригинальный способ нанесения позолоты, удобный при работе с небольшими поверхностями:

Если на позолоте имеются трещины, то для их устранения нужно подышать на такое место и тут же наложить маленький кусочек листового золота. Затем, когда все дефекты будут заделаны, лоскутки золота придавливают ватным тампоном по всей поверхности. Затем стекло слегка нагревают и протирают сухой ватой - позолота будет казаться равномерной и однородной.

Очень важно во время работы защитить стекло от прикосновений руками. Для этих целей необходимо использовать специальные подставки, сделанные по типу мольберта.

Получив позолоченную поверхность, приступают к ее детальной обработке, если конечной целью является получение золотого орнамента или надписи. Для этого необходимо поверх золотого слоя нанести нужные детали и удалить излишек позолоты. Очень часто для рисования деталей используется клей для лакировщиков в смеси с желтой охрой или брауншвейгская черная краска (в качестве пигмента используется истолченные в порошок минералы).

После того как контур рисунка высохнет, приступают к удалению излишка позолоты: как правило, это делают влажным ватным тампоном. Чтобы частицы позолоты не размазывались по стеклу, тампон рекомендуется заменять как можно чаще

Для золочения стеклянных изделий большого размера способ нанесения золота на просто увлаженную поверхность не подходит, в данном случае необходимо использование клеевых составов. Удобно для этих целей использовать водный раствор рыбьего клея: чайную ложка клея разводят в двух чайных ложках горячей воды, добавляют к ней также две ложки винного спирта и фильтруют. Клей удобнее всего наносить плоской кистью, а золото накладывают с помощью типа или любым другим способом.

При желании усилить позолоту, все вышеописанные операции повторяют с той лишь разницей, что клей наносят не кистью, а просто наливают на поверхность и позволяют свободно растекаться. Затем накладывают листовое золото вторым слоем. После высыхания всех слоев можно приступить к дальнейшей отделке: чтобы придать поверхности сильный блеск, ее обливают горячей водой, хотя при этом способе всегда существует риск испортить проделанную работу.

Как сделать золотые блестки

Золотые блестки часто используются для декорирования различных поверхностей, как прозрачных, так и матовых. Чтобы сделать блестки, берут стеклянную бутылку и покрывают ее слоем листового золота, используя для работы водный раствор рыбьего клея. Затем позолоту покрывают копаловым лаком и тщательно просушивают бутылку в теплом месте.

После того как лак затвердеет, с помощью небольшого узкого шпателя с бутылки снимают слой позолоты, разместив ее над листом бумаги. Показателем того, что лак хорошо высох, будет его хрупкость: частицы позолоты должны отлетать от стекла легко и быстро.

При декорировании стекла серебряными или золотыми блестками желательно использовать не клей, а лак в чистом виде, т.к. клей портит цвет золота. Обратную сторону стекла покрывают лаком и наносят блестки; если в работе используется большая поверхность, то к лаку добавляют одну или две капли масла, чтобы слой такого грунта высыхал помедленнее.

Также следует помнить, что при наложении блесток поверхность лака должна быть более влажной, чем при нанесении листового золота: на лаке не должно быть следов его высыхания.

Если в работе необходимо создание теней у некоторых элементов декора, то необходимо использовать брауншвейгскую черную краску. Тени создают следующим образом:

  • на позолоте брауншвейгской черной краской рисуют контуру нужных предметов;
  • на высушенной поверхности стекла убирают излишки позолоты влажным тампоном;
  • стекло помещают под источник тепла так, чтобы черная краска немного нагрелась;
  • кусок ваты обмакивают в терпентин и начинают стирать черную краску, периодически заменяя тампон;
  • если под воздействием терпентина позолота приобретает блеклый вид, то стекло снова нагревают и позолоченную поверхность протирают ватой, обмакнутой в мелко истолченные белила, которые после этой операции смахивают шелковой тканью;
  • стекло кладут лицевой стороной вниз на черный лист бумаги или ткани и острой палочкой на позолоте процарапывают необходимые линии (см. пример на рисунке ниже);
  • затем заднюю поверхность стекла раскрашивают цветными красками в нужные цвета.

Если же рисунок должен быть не золоченым, а раскрашенным и при этом располагаться на золоченном фоне, то узор наносят на стекло перед золочением. Сначала накладывают слой прозрачных красок, затем - непрозрачных, а после того, как работа высохнет, выполняют золочение фона.

При золочении рельефного стекла используются те же способы, как и на плоской поверхности, за тем исключением, что клей должен быть более густой консистенции. Те части стекла, которые должны оставаться прозрачными, защищаются смолистой краской, а все остальные фрагменты протравливаются плавиковой кислотой, придающей стеклу матовый вид.

Для создания рельефного рисунка на стекле черной брауншвейгской краской рисуют нужный узор и оставляют его сохнуть. После этого по краям стекла делают бортик из воска, разбавляют плавиковую кислоту на 2/3 водой и заливают ее на поверхность работы таким образом, чтобы слой кислоты составлял около 5 мм.

Стекло должно лежать очень ровно, чтобы протравливание происходило равномерно. Спустя 30-40 минут в восковом бортике делают щель и очень аккуратно сливают кислоту в подставленный нестеклянный сосуд. Части стекла, защищенные краской, окажутся выпуклыми, а после смывания этой краски вышеуказанным способом линии узора находящиеся под ней, останутся блестящими и прозрачными, по сравнению с остальной матовой поверхностью.

Важно помнить, что все рельефные работы производятся на задней поверхности стекла и потому все узоры, надписи и пр. выполняются в зеркальном отражении, выпуклости - вытравливаются, а впадины - остаются нетронутыми.

Глянцевое золочение на непрозрачных поверхностях

Для полированных поверхностей клеевой состав готовится без добавления спирта, все остальные работы производятся также, как и на стекле. Необходимо помнить, что любую позолоченную деталь необходимо защищать от истирания прозрачным лаком, иначе работа окажется недолговечной.

Для золочения своими руками подходят абсолютно любые гладкие поверхности, будь то полированное дерево, гладкие металлы или все виды стекла. Кроме того, непрозрачные поверхности позволяют использовать одновременно сочетание двух видов золочения: глянцевого и матового. К примеру, на поверхность наносится орнамент, детали которого нарисованы клеем для лакировщиков в смеси с желтой охрой.

Когда клей высохнет, в определенные части орнамента тампоном втирают бронзовый порошок и затем всю поверхность золотят. На бронзированных частях рисунка позолота окажется матовой, а на всех остальных - глянцевой.

Серебрение кистью

Очень простой способ серебрения различных изделий:

40 г хлористого серебра растирают с 40 г винного спирта, добавляют 40 г нашатырного спирта, 35 г поваренной соли, 1/2 г кристаллической борной кислоты и 25 г винного камня. Ингредиенты растирают и в процессе загустения массы добавляют нашатырный и винный спирт до получения густой текучей жидкости.

Смесь хранят в сосуде из темного стекла, т.к. хлористое серебро на свету теряет свои свойства. Нужные предметы хорошо очищают от загрязнений, кистью наносят серебряную смесь, затем обливают водой и сушат в древесных опилках.

Золочение стальных предметов

Хлорное золото, по возможности свободное от кислоты, разводят в воде, добавляют эфира, взятого в количестве в 3 раза больше, чем хлорного золота. Смесь настаивают в течение суток, после чего в получившийся эфирный раствор погружают необходимый стальной предмет.

На поверхности предмета образуется тонкий позолоченный слой. Чтобы получить на предмете надпись или рисунок, на его поверхность с помощью лака наносят нужное изображение, погружают в приготовленный раствор, после чего лак удаляют спиртом или льняным маслом.

Сегодня мы поговорим о том, как самостоятельно сделать позолоту, золочение, позолотить или провести серебрение, посеребрить различные металлические поверхности в домашних условиях. Химические и гальванические методики и технологии серебрения и золочения металлов своими руками

Золочение изделий из стали, меди и других металлов и сплавов — дело не простое! Здесь как при приготовлении реактивов, так и при подготовке изделий к золочению требуется опыт. Малейшая неточность в технологии, крошечная ошибка в рецепте способны перечеркнуть не только результаты работы, но и безвозвратно уничтожить драгоценный металл.

Поэтому для приобретения опыта, да и просто для перестраховки все предстоящие операции предварительно осмыслите и манипулируйте сначала с малыми количествами реактивов. Испорченные же растворы не выбрасывайте, а собирайте в отдельные емкости для возможной их регенерации, а также выделения золота.

Известно, что золото дает хорошее сцепление с основой из меди, латуни и серебра. А вот сплавы, содержащие никель (например, нержавеющая сталь), требуют особой подготовки, поэтому при золочении изделий из никеля на их поверхность обычно наносят подслой из меди.

Различают как гальванический, так и химический способы золочения. Но гальванику в домашних условиях осуществить очень сложно, так как для этого процесса потребуются специальное оборудование (гальваническая ванна; источник, позволяющий обеспечить ток плотностью 0,1-0,3 А/дм2, система подогрева электролита до 70-80°С), а также достаточно редкие реактивы — дорогие и ядовитые, которые в открытую продажу обычно не поступают.

Намного практичнее химические способы золочения. Правда, составы для химического золочения также включают в себя цианистые соединения, но не на основе ядовитого цианистого калия, а на основе безвредной желтой кровяной соли.

Основа всех рецептов для химического золочения — цианистое золото. Чтобы приготовить его, понадобится изготовить "царскую водку", то есть смесь концентрированных кислот: соляной HCl и азотной HNO3, взятых в соотношении 3: 1 (по объему). Готовим "царскую водку" в фарфоровом сосуде. Помните, операция эта очень опасная! Берегите глаза, кожу и органы дыхания. Смешивание кислот обязательно проводите под вытяжкой или, в крайнем случае, на открытом воздухе. Готовую "царскую водку" выдерживают под крышкой сутки.

Далее готовим золото: золотой предмет расковываем в фольгу и режем на кусочки. Загружаем эти кусочки в "царскую водку" из расчета 1 г золота на 10 мл раствора и ждем, когда они растворятся (это может занять и 2-3 ч, и 2-3 суток — все зависит от крепости кислот и толщины кусочков фольги). Получившийся раствор сливаем с осадка.

Собираем водяную баню и осторожно выпариваем раствор при 70-80 °С, помешивая его стеклянной палочкой, до получения густого "сиропа" темно-желтого цвета. Раствор нельзя перегревать, так как золото выпадет в нерастворимый осадок. Полученный "сироп", содержащий хлорное золото АuС13, и будем использовать как основу составов для предстоящего золочения.

Теперь займемся собственно раствором для химического золочения. Готовим в фарфоровой чашке емкостью 2-3 л (подойдет и 3-литровый стеклянный баллон, конечно, тщательно промытый) смесь из 2 л горячей (50-60°С) дистиллированной воды (или воды от "шубы" из морозильника холодильника), 15 г сиропа (хлорного золота), 65 г поташа (углекислого калия К2СО3), 65 г поваренной соли ("Экстра"). Предназначенный для золочения предмет тщательно очищаем от жира, прокипятив в стиральной соде или в 10-20%-ном растворе NaOH, и после промывки протравливаем в 25%-ной соляной кислоте, после чего опять промываем.

Остается в фарфоровую емкость налить нужное количество горячего (50-60°С) раствора для золочения, погрузить в раствор наше изделие и дотронуться до него цинковой палочкой. На поверхности изделия появляется слой золота. Изделие извлекаем, промываем и слегка полируем шерстяной тканью.

Существует и более простой способ золочения — натиранием, но нанесенный слой золота при этом получается тоньше.

Паста для натирания:

хлорное золото…………….10 г
желтая кровяная соль……...30 г
винный камень (кремортартар, КС4Н5О6)... .5 г
молотый мел (зубной порошок)…………….55 г

Добавим к смеси компонентов воду до образования кашицы, и шерстяной тряпочкой натираем этой кашицей предварительно обезжиренное, протравленное соляной кислотой и промытое в воде изделие.

В случае если золотое покрытие получится неровным, пятнистым, хорошо поможет делу предварительное меднение изделия.

Практичный способ химического меднения железа и стали заключается в следующем. Сначала изделие покрывают с помощью кисти раствором, состоящим из 20 г соляной кислоты, 20 г воды, 10 г хлористого цинка. Дают раствору стечь, после чего наносят второй состав (другой кистью), приготовленный из 10 г медного купороса и 160 г воды..

Когда готовят этот раствор, то выпадает осадок, и, чтобы его растворить, в состав добавляют нашатырный спирт.

Менее качественное меднение обеспечивает погружение предварительно протравленного железного (стального) изделия в раствор, содержащий 50 г медного купороса, 50 г 98%-ной концентрированной серной кислоты и 1 л воды. Не забудьте только, что необходимо кислоту лить в воду.

Как меднение, так и золочение можно производить в домашних условиях, но успех зависит от выполнения следующих требований:

Грамотное составление растворов;
применение чистых реактивов;
использование только дистиллированной воды;
тщательная подготовка поверхности изделий;
соблюдение температурного режима.

Поэтому перед тем как решиться на золочение, тщательно прикиньте свои возможности, и только найдя их достаточными, приступайте к делу.

Общеупотребительные названия и формулы примененных реактивов:

Поташ — углекислый калий К2СО3;
желтая кровяная соль, желтое синь-кали — железосинеродистый калий K4}